BusinessTravel №3, Март 2013 «Что нам стоит дом построить»← Вернуться к журналу

"Турпомощь" - MICE-рынок: за или против.


                                                                                         
Сергей ШАНЬГИН, генеральный директор RCS-Russian Corporate Services

"Собака лает, а караван идет!" - именно так, на мой взгляд, можно описать всю кампанию по разработке и внедрению инновационных законопроектов в туризме, направленных на защиту прав туриста.
С 4 мая 2012 г. вступил в действие Закон № 47-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, обязаны вступить в члены объединения туроператоров в сфере выездного туризма.
Беда в том, что принятый закон сразу работать не будет. Просто потому, что никто не знает, как именно он должен работать, а подзаконные акты по технике его исполнения появляются не сразу. Яркий тому пример - "Турпомощь": организовали, деньги собрали, а что с ними делать, как на практике помогать бедолагам туристам, никто не знает. Более того, внутри структуры очень сложно оказалось договориться, как и на что содержать ее аппарат. А туристический рынок, в свою очередь, активно обсуждает, так ли уж нужна была эта организация, насколько справедливы суммы взносов, и так ли уж необходимо было ее создавать.
Попробуем трезво и спокойно проанализировать ситуацию в масштабах всего туристического рынка, пока не затрагивая MICE-сегмент.
Как в любом детективном сюжете, стоит поискать мотив - кому выгодно было лоббировать создание принудительного объединения туроператоров. Здесь всё просто. Откройте список учредителей ООО "Турпомощь", и этот вопрос автоматически снимется. Поскольку работа "Турпомощи" - уже свершившийся факт и наши деньги туда потекли, стоит все-таки поискать у этой организации какие-то плюсы.
Череда банкротств крупных, средних и небольших туроператоров показала, что спасать застрявших за рубежом туристов кто-то должен. В критической обстановке, когда банкротится туроператор, кто-то, у кого есть полномочия, возможности и деньги, должен быстро решить эти вопросы и затем в спокойной обстановке разбираться с руководством компании-банкрота и страховщиком, гарантом финансовой ответственности этого туроператора. Такой орган - правда, не добровольный, а принудительный ­ появился. И, слава богу, теперь туристы могут покупать путевки и отдыхать спокойно. Я тут только "за"! Это единственный и самый главный плюс.
Теперь о минусах, но они в большей степени относятся к технике применения и реализации благой идеи спасения соотечественников.
Первое. Смущает сумма взносов - 100 тыс. рублей, причем это ежегодно и без учета дополнительных сборов на содержание аппарата. За 2013 г. в копилку "Ростурпомощи" упадет 240 млн рублей. Есть на что спасать. Много это или мало? Наверное, мало, если хотят и дальше каждый год доить с рынка по 240 млн рублей. Я предлагаю посмотреть с практической точки зрения. За 2012 г., по данным прессы, обанкротились восемь туроператоров, в том числе "Ланта тур". Семь из них - это небольшие и средние операторы. Напомню, что "Турпомощь" будет спасать только тех, кто оказался в это время за рубежом и не может вернуться домой. Граждане, которые не успели покинуть границы Родины, должны решать свои проблемы со страховой компанией банкрота. Итак, сколько же сможем спасти несчастных, вывезя их на Родину? Если придется всем купить новые билеты, даже по 500 долларов, получается что "спасем" 16 тыс. человек. Какой туроператор у нас одномоментно имеет за рубежом такую массу туристов? Обращаю внимание, что потраченные на спасение туристов деньги должны быть компенсированы страховой компанией, а значит, в итоге общий объем средств фонда "Турпомощи" в размере 240 млн рублей сохранится.
Другими словами, одноразового сбора с туроператора в 100 тыс. рублей более чем достаточно для выполнения "Турпомощью" своих функций.
Второе. Для содержания аппарата "Турпомощи" планируется ежегодно брать с туроператоров еще 0,05% от годового оборота. Много это или мало? Точно может сказать только Ростуризм, т.к. только он получает при регистрации туроператоров в реестре сведения об их годовой выручке. Усредним и даже уменьшим средний показатель по "больнице", возьмем 100 млн рублей с туроператора. Что получим? 2400 туроператоров по 50 тыс. рублей, в сумме получается 120 млн рублей годового бюджета на содержание аппарата "Турпомощи". По 10 млн рублей в месяц для команды, состоящей пока из трех человек. Может быть, конечно, у них грандиозные планы по развитию своей структуры и этим должно заниматься человек 200, но пока такой "золотой" аппарат явно не нужен.
Если говорить о MICE-секторе, то следует помнить, что речь идет не об индивидуальных туристах, а о корпоративных группах, которые выезжают на основе договоров оказания услуг между юридическими лицами. К счастью, банкротств специализированных MICE-компаний пока не было (дружно стучим по дереву). Насильно-принудительное приравнивание MICE-компаний к туроператорам и по вопросу финансовых гарантий, и в работе с "Турпомощью" - это все к той же поговорке про собаку в начале нашей статьи. Понятие "MICE" оказалось неотделимо от туроператорской деятельности, несмотря на то, что бизнес и взаимоотношения с клиентами там построены принципиально иначе. Теперь они и вас посчитали, как говорил герой одного советского мультфильма.
Однако рассмотрим некую гипотетическую критическую ситуацию на примере. Группа вылетела за рубеж, все услуги предоплачены, да вот беда - обанкротился авиаперевозчик и отказался вывозить группу. У MICE-компании тоже нет денег на приобретение новых авиабилетов другой авиакомпании. Что делать? Можно попросить доплату за этот форс-мажор от клиента. Но он наверняка откажется, ведь есть договор с обязательствами MICE-компании. Может случиться и так, что клиент тоже не сможет доплатить нужную сумму.
Но мы же - члены ассоциации "Турпомощь"! Мы же делали взносы именно на случай такого форс-мажора, пусть выручают. И тут вполне может оказаться, что на MICE-компании и их клиентов помощь не распространяется. Другой пример - MICE-компания обанкротилась. Но мои коллеги-профессионалы делового туризма подтвердят, что 99% корпоративных групп обслуживаются поставщиками за рубежом по предоплате. Конечно же, допускаю, что какая-то группа находится за рубежом по постоплате, но билеты-то на обратный вылет все равно выкупаются заранее, а значит, есть как и на чем вернуть группу домой.
Тем не менее на главный вопрос, нужна ли "Турпомощь" MICE, отвечаю: "Да, нужна! Пусть будет". Однако как член ассоциации "Объединение туроператоров в сфере выездного туризма "Турпомощь" и специализированный MICE-оператор требую выполнения следующих условий.
1. Взнос в "Турпомощь" должен быть однократным, только при вступлении, в размере 100 тыс. рублей для всех туроператоров, включая MICE-компании.
2. Ежегодный платеж на содержание аппарата должен быть не более 3-5 тыс. рублей с члена Ассоциации, а может ничего больше платить и не нужно, т.к. будет достаточно и суммы процентов от банковского депозита, на который планируется разместить взносы.
3. В процедурах и регламентах о деятельности ассоциации должны быть четко установлены порядок и правила действий в случаях экстренной помощи корпоративным клиентам MICE-компаний за рубежом.
Кстати, очень хотелось бы услышать голоса и мнения профессиональных MICE- и бизнес-трэвел-ассоциаций по поводу "Турпомощи".
В жестких рамках журнальной публикации сложно раскрыть все нюансы отношений к "Турпомощи", но призываю коллег по MICE-бизнесу присоединиться, пока есть возможности как-то повлиять на процесс практической реализации закона.