BusinessTravel №3, Март 2013 «Что нам стоит дом построить»← Вернуться к журналу

Кризис в европейском небе


                                              
Прошедший год сложился для деловой авиации Европы, так же как и для всей экономики, непросто. Хотя к моменту подготовки этого материала окончательная статистика по этому сектору авиации еще не подведена, но общее положение дел уже понятно. Предприниматели стали экономить по максимуму, отказываясь в первую очередь от разного рода излишеств. Для некоторых в эту категорию попали перелеты на собственных или арендованных бизнес-джетах. 
Анализ состояния сегмента деловой авиации Европы, сделанный гамбургской компанией WINGX, показал снижение экономической активности в отрасли на 7% по сравнению с аналогичными показателями прошлого года. По расчетам других аналитиков, активность европейской бизнес-авиации снизилась в прошлом году на 3,8%.
По данным WINGX, в минувшем году зафиксировано самое серьезное снижение показателей за последние семь лет. "Отрасли деловой авиации мешает подняться в первую очередь сложная общеэкономическая ситуация в Европе, - говорит Кристоф Колер, управляющий директор WINGX. - И мы наблюдаем все признаки того, что и 2013 г. будет столь же проблемным". Особо эксперты отмечают то, что наиболее резкое снижение наблюдалось именно на внутриевропейских перелетах. Следовательно, снизилась популярность легких и средних бизнес-джетов, а также турбовинтовых самолетов, которые занимают существенную долю на таких маршрутах.
Яркими пятнами в столь нерадостной картине 2012 г. могут служить такие показатели, как последовательный ежемесячный рост трафика ультрадальних самолетов, рост использования сверхлегких бизнес-дежтов, рост доли в трафике самолетов Embraer. В декабре 2012 г. максимальное снижение активности полетов деловой авиации произошло на крупнейших западноевропейских рынках, включая такие страны, как Франция, Италия, Германия. И напротив, некоторый подъем наблюдался в восточной части региона - в деловой авиации Украины и Турции.
В обремененных серьезными финансовыми проблемами южно-европейских странах (Испания, Португалия, Италия, Греция) также заметно снизился спрос на услуги деловой авиации и даже распродается часть парка бизнес-джетов. Низкие кризисные цены и высокое доверие к техническому состоянию европейских самолетов превратили Европу в основной рынок купли-продажи подержанных самолетов деловой авиации. 

Восточная Европа
В то же время в Восточной Европе спрос на услуги деловой авиации растет быстрыми темпами. На сегодняшний день в этом регионе (без учета российского рынка) насчитывается около 400 бизнес-джетов. На фоне быстро восстанавливающейся экономики всё больше предпринимателей региона получают возможность приобрести собственный самолет, развивается также и бизнес в регионе, повышая спрос на услуги бизнес-чартера.
По подсчетам авиапроизводителя Hawker Beechcraft и Центрально-Европейской ассоциациии бизнес-авиации (СЕРА), в этом регионе за последнее десятилетие резко возрос спрос на новые бизнес-джеты. Так, за этот период поставки самолетов увеличились на 291% при общемировом росте в 31%. Почти половина самолетов, эксплуатирующихся в странах Центральной Европы, были приобретены за последние пять лет (рост поставок бизнес-джетов только в Польше составил 160%).
Лидером среди стран по приобретению новой техники стали Словения и Словакия, где рост составил фантастические 700%. В Болгарии этот показатель равен 350%. Но здесь, безусловно, необходимо учитывать мизерное количество самолетов, которое было у операторов десять лет назад. Как отмечают эксперты Hawker Beechcraft и СЕРА, рынок бизнес-авиации Центральной Европы и в будущем будет развиваться, на что указывают многие факторы, главный из которых - развитие экономического сектора. А это значит, что этот регион останется весьма привлекательным для авиапроизводителей.
К примеру, у чешского оператора ABS Jets, который работает в пражском аэропорту имени Вацлава Гавела (бывш. Рузине), общий трафик за прошлый год увеличился на 18%. В 2011 г. компания открыла в аэропорту новый терминал деловой авиации. Его общая площадь 6000 кв. м позволила организовать дополнительные места для стоянок самолетов, а также создать новые залы для обслуживания пассажиров. Флот ABS Jets насчитывает 13 самолетов, среди которых Citation Bravo, Phenom 300, Bombardier LearJet 60XR, шесть Embraer Legacy, а также несколько самолетов Gulfstream и BBJ.

Прибалтика
Особо следует поговорить о Прибалтике. Специалисты считают, что в связи с дальнейшим укреплением экономики этих стран рост спроса на услуги деловой авиации держится на высоком уровне, и так будет продолжаться и дальше. Только за последние два года количество частных перелетов в Латвии выросло на 41,9%. За тот же период число перелетов, совершенных самолетами бизнес-авиации в Эстонии и Литве, увеличилось на 31,5 и 28,8% соответственно. Основной причиной этого роста, как считают эксперты рынка, является развитие международной торговли в этом регионе. С этим согласно и руководство Рижского аэропорта. По оценкам экспертов, ожидается, что скоро доля бизнес-рейсов составит 6% от всех полетов этого аэропорта. "В ближайшие годы в Риге должно пройти несколько событий, которые повлияют на активность деловой авиации. Это регата The Tall Ships Races и Праздник песни в 2013 г., в 2014 г. будут всемирные соревнования хоров, Рига станет европейской культурной столицей, потом нас ждет президентство Латвии в ЕС", - комментирует директор департамента авиационного сервиса Рижского аэропорта Лиене Фрейвалде. Что касается FBO Riga, то за первые девять месяцев 2012 г. там было  обслужено 1660 рейсов деловой авиации и 2980 VIP-пассажиров. В здании главного терминала аэропорта была открыта новая комфортабельная комната брифинга и отдыха экипажа. Пилотам бизнес-джетов предоставляются оборудованные рабочие места и бесплатный Wi-Fi, а в зоне отдыха - комфортабельный диван, массажное кресло, ТВ со спутниковыми каналами, игровая приставка, чай и кофе.
Наиболее популярными пунктами по прилету и вылету из Риги являются Москва, Санкт-Петербург, Киев и Ницца. В числе самых популярных типов бизнес-джетов, обслуживаемых в Риге, дальнемагистральные Bombardier Global Express, крупные Bombardier Challenger 600-605, средние Bombardier Learjet 60/60XR, средне-малые Cessna Citation 560XL/560XLS, малые Hawker Premier1.
Также динамичный и постоянный рост трафика наблюдается в Турции. Согласно опубликованному исследованию, в период с января по октябрь 2012 г. прирост бизнес-трафика в стране составил около 4,8%. Основной движущей силой турецкого рынка остаются внутренние перевозки, на долю которых приходится около 60% трафика. Причины такого роста числа международных поездок эксперты объясняют удачным географическим положением страны между Россией, Африкой и Ближним Востоком. В турецкие аэропорты прилетают бизнес-джеты со всего мира, но чаще всего встречаются путешественники из Германии, России, Италии, Великобритании, ОАЭ, Украины и Саудовской Аравии. Однако важно отметить, что на эти страны приходится лишь около 1,5-3,5% от всего входящего трафика. Иными словами, турецкий сегмент бизнес-авиации не ориентирован на трафик из какой-либо одной страны или региона и в нем преобладает разнообразие, которое является весомым аргументом в дальнейшем росте деловой авиации страны. В настоящее время в стране зарегистрировано около 130 бизнес-джетов и около 100 вертолетов. За десять месяцев 2012 г. наибольшие показатели продемонстрировали и два самых загруженных аэропорта страны - Сабиха в Стамбуле и Эсенбога в Анкаре. Здесь общее количество бизнес-перевозок за указанный период выросло на 65 и 20% соответственно.

Перспективы
Тем не менее, производители и операторы деловой авиации смотрят в будущее с оптимизмом, о чем, в частности, свидетельствует внушительный объем инвестиций, сделанный в отрасль в 2012 г. 
По мнению экспертов AviaIM Jet Trading, вопреки текущей неустойчивости рынка в долгосрочной перспективе количество частных и корпоративных самолетов в Европе увеличится до 5000 единиц, что на 50% больше, чем сегодня, а также продолжится смещение центров развития в сторону Восточной и Северной Европы.
Кроме того, по мнению экспертов, увеличится спрос на чартерные рейсы. Ряд экспертов полагает, что чартеры будут самым успешным сегментом в этом году.
Новинки
Gama Group сообщает о старте нового проекта по развитию бизнес-перевозок в аэропорту Глазго (Шотландия). Начиная с весны 2013 г. компания приступит к строительству на территории аэропорта авиационного комплекса, включающего в себя терминал для пассажиров бизнес-авиации, ангары для хранения деловых самолетов и центр обслуживания рейсов по медицинской эвакуации. Gama Group планирует привлечь ряд провайдеров услуг по техническому обслуживанию самолетов и тем самым превратить аэропорт Глазго в крупный авиационный центр Шотландии. В компании надеются, что новые возможности этого аэропорта позволят привлечь дополнительных клиентов из числа тех, кто выполняет рейсы по трансатлантическим направлениям.
Владелец одной из самых крупных в мире сетей FBO (сервисные центры, занимающиеся обслуживанием пассажиров и самолетов) компания Signature Flight Support в середине января 2013 г. начала строительство нового FBO в лондонском аэропорту Лутон, который заменит ныне существующий терминал компании.
Швейцарский оператор Jet Aviation собирается сделать ставку на Берлин как наиболее перспективный город по росту бизнес-трафика среди других европейских столиц.
Причем идет речь сразу о двух аэропортах - Тегель и Шенефельд. В Шенефельде компания будет иметь FBO, включающий административный офис, пассажирский терминал и лаунж для экипажей. Обслуживать же своих пассажиров компания будет параллельно в двух столичных аэропортах. Соответствующие соглашения о наземном обслуживании со службами аэропорта подписаны и вступили в силу.
Ведущий оператор деловой авиации компания VistaJet  приняла решение о значительном расширении принадлежащего ей флота бизнес-джетов. Особенность компании в том, что она эксплуатирует только самолеты производства Bombardier. Не изменила она своей традиции и в этот раз, объявив о покупке партии из 86 самолетов Bombardier. Общая стоимость покупки составила более $7,8 млрд. В число заказанных самолетов вошли, в частности, 25 бизнес-джетов Global 5000, 25 - Global 6000, 6 - Global 8000.
Любопытно, что VistaJet предполагает отправить эти самолеты в Нигерию, для того чтобы закрепиться на перспективном и развивающемся рынке деловой авиации этой страны. Делается это с целью соединить страны с нарождающимися рынками деловой авиации  с Европой и Америкой, обеспечив в том числе и длительные межконтинентальные корпоративные перелеты.