BusinessTravel №5, Май 2013 «Русский след»← Вернуться к журналу

Как в сказке


Одним из интересных и, пожалуй, самых творческих и неформальных видов тимбилдинговых тренингов могут стать ролевые игры. Они не требуют больших материальных вложений, а эффективность подобных "погружений" при правильной организации может быть велика. Ролевые игры полезны для развития навыков общения, умения аргументировать и отстаивать свою позицию, они могут быть использованы как составляющая часть коммуникативных тренингов, а также хороши в качестве финального действия любого делового или досугового мероприятия.
Ролевая игра - это особый мир, где царят свои законы и порядки. Это возможность воплотить в жизнь свои детские мечты - стать на время благородным рыцарем, великим магом или прекрасной принцессой. Здесь исполняются желания, неосуществимые в реальном мире: можно почувствовать себя гладиатором, поднять крестьянское восстание или победить в честном бою страшного дракона. И все это - без отрыва от корпоративных ценностей.
Ролевые игры придумываются и реализуются "мастерскими группами" - творческими коллективами людей, которые практически безвозмездно организовывают "погружение в сказку". В зависимости от сюжета и масштабов игры на ее создание "под ключ" может уйти до года. Продумываются игровой сюжет, сетка ролей, экономическая система, удобное расположение локаций на полигоне (территории игры), после чего нужный полигон арендуется. Также при организации такого рода игр обычно придумывается, как будет отыгрываться магия (если она присутствует в мире) и перемещения по воде (особенно когда воды на полигоне нет). Пишутся талмуды правил, благодаря которым обеспечивается безопасность участников, определяется правильный ход игры, отыгрыш ролей, понятные и простые взаимодействия участников между собой. "Мастера" же арендуют лесные территории, на которых проводятся игры, красивые залы, коттеджи или даже квартиры и просто подвалы.

Типы ролевых игр
• Словесные ролевые игры - разновидность ролевых игр с полным отсутствием материального компонента: игра происходит исключительно путем речевого взаимодействия игроков, описывающих действия своих персонажей, и мастера, описывающего реалии окружающего мира и реакции мастерских персонажей. Также словесной часто называют любую настольную ролевую игру, в которой используется свой оригинальный свод правил. Одной из наиболее известных настольных словесных игр является "Мафия".
• "Кабинетки", или МИГи (малые ролевые игры), - это чаще всего короткие, на несколько часов, игры, проводящиеся в небольших помещениях, откуда и пошло их название. В них обычно участвуют не более 50 человек. Игрок "словом" должен достичь поставленных перед ним целей, договариваясь с другими игроками, выполняя небольшие задания, обманывая и торгуясь. Такие игры чаще всего носят экономический или политический характер, то есть сюжет разворачивается вокруг какого-то политического или экономического события, и цели игроков напрямую с этим событием связаны. На таких играх чаще всего отсутствует как таковое боевое взаимодействие игроков, что привлекает к ним свою аудиторию. "Кабинетки" - хороший шанс попрактиковаться в умении убеждать собеседника и вдохновлять людей своими идеями.
• Настольные ролевые игры. В отличие от ролевых игр живого действия в "настолке" единственным "окном" между игроками и миром, где находятся их персонажи, является мастер, описывающий игрокам обстановку, в которой оказались их персонажи, и изменение ситуации в результате их действий. В этом есть как плюсы, так и минусы. Положительной стороной является тот факт, что в настольной ролевой игре возможно практически всё. Персонажи могут использовать все возможности, которые предоставляет им игровой мир, в своих действиях они ограничены только моральными устоями своих персонажей и внутренними законами мироздания, в котором они находятся. В то же время немаловажным минусом настольных игр является то, что команде игроков (или "партии", как ее иногда называют) волей-неволей приходится держаться большую часть времени вместе, иначе действие, и так достаточно неспешное, рискует очень сильно затянуться. В "настолках" участвуют до десяти человек, это обусловлено тем, что игра требует постоянного непрерывного общения между мастером и игроками.
• Полигонные ролевые игры (ПРИ), они же большие ролевые игры (БРИГи), - это крупные мероприятия, требующие серьезной подготовки. Здесь количество участников варьируется от 300 до 2500. ПРИ, как можно судить из названия, проводятся на полигонах - участках леса, размер которых может достигать нескольких гектаров. Поскольку ПРИ проходят в лесу, чаще всего они проводятся летом. В среднем летом проходит около трех тысячников - игр, количество игроков на которых переваливает за тысячу, и около десятка игр поменьше. В подавляющем большинстве на ПРИ участники заезжают командами от десяти человек, которые отыгрывают определенную локацию (свой город или постоялый двор), свою расу (например, эльфов) или страну. Игроки взаимодействуют как внутри команды, так и с другими командами, заключают союзы, торгуют, воюют, сражаются - в общем, всё как в жизни. Почти всегда на ПРИ присутствует боевое взаимодействие игроков, и чаще всего это фехтование. Фехтуют на текстолитовом, дюралевом или же латексном оружии, стреляют из луков, надевают настоящие доспехи. Кстати, каждый игрок обязан быть на игре в антуражной одежде, которую носят представители его расы/провинции/страны. Антураж и оружие проходят тщательный предыгровой осмотр мастеров, оружие - на предмет безопасности, а антураж - на предмет соответствия заявленной роли игрока.

Ролевая игра (англ. Role-Playing Game, RPG) - это игра развлекательного или учебного назначения, где участник принимает на себя определенную роль и в воображаемой ситуации действует, руководствуясь характером своей роли и логикой мира, в котором он находится. Действие игры происходит в условно заданном мире, который может быть вымышленным, может основываться на каком-либо художественном произведении, чаще всего историческом или фэнтези, а может иметь и реальное место в истории. Таким образом, сам процесс игры представляет собой моделирование группой людей той или иной ситуации. Каждый герой ведет себя так, как хочет, играя за своего персонажа.