BusinessTravel №5, Май 2013 «Русский след»← Вернуться к журналу

В Россию приходят новые бюджетные перевозчики


В марте крупнейший авиаперевозчик Соединенного Королевства easyJet начал осуществлять регулярные перелеты между Москвой (Домодедово) и Лондоном (Гатвик). Авиакомпания ожидает, что ежегодный пассажиропоток на ее рейсах между двумя столицами превысит четверть миллиона человек.

Глобальный поисковик авиабилетов Skyscanner.ru провел исследование предпочтений российских индивидуальных путешественников и на основе опроса мнений 1300 человек выяснил, есть ли условия для развития лоукостеров в России.
Заметим, что лоукостеров в Россию летает не так уж мало, и их количество только растет. Так flydubai с 1 апреля летает в восемь российских городов. 18 марта стартовал первый рейс бюджетного британского перевозчика easyJet из Лондона в Москву. Продолжает полеты немецкая Germanwings. И это только начало. Бюджетные перевозчики видят в России большие перспективы для своего сегмента бизнеса.
Оказалось, что 47% путешественников, выбирая авиакомпанию, руководствуются не только стоимостью перелета. Им важно качество и имя перевозчика, дополнительные услуги, которые он предлагает, сервис. Так 12% опрошенных Skyscanner пассажиров вообще предпочтут не лететь лоукостером и выберут традиционную авиакомпанию, руководствуясь соображениями о преимуществах, которые она предоставляет. В ходе опроса многие респонденты также отмечали, что перелет традиционной авиакомпанией гораздо предпочтительнее, когда турист путешествует не один, а, например, с детьми. Но поисковик выяснил, что 93% туристов всё же хотели бы иметь постоянную возможность летать бюджетными авиалиниями. У 68% из них уже был положительный опыт перелета с лоукостером. Лишь 7% интервьюируемых ответили, что путешествие бюджетными авиалиниями для них оказалось неудачным.
Интересно, что почти половина, то есть 47% опрошенных, заявили, что предпочтут перелет авиакомпанией-лоукостером вне зависимости от продолжительности полета. Однако один из пяти опрошенных (19%) готов лететь только на короткие расстояния (как, например, перелеты внутри Европы).
Таким образом, согласно данным Skyscanner, потенциальный спрос на билеты бюджетных перевозчиков всё же может быть очень велик, и рынок действительно нуждается в низкотарифных авиакомпаниях.
Татьяна Данилова, директор по развитию российского рынка Skyscanner, отмечает: "Потенциальная аудитория бюджетных перевозчиков увеличивается год от года. Если смотреть на те направления из России, которые сейчас готовы обслуживать лоукостеры, то, по статистике Skyscanner.ru, в 2012 году количество пассажиров, запрашивающих билеты в Дубай, увеличилось почти в три раза (на 139%) по сравнению с 2011 годом. Спрос на билеты в Манчестер вырос на 93%, в Лондон - на 75%. Количество путешественников, которые хотят лететь в Берлин, возросло на 122%, в Гамбург - на 103%, в Дюссельдорф - на 97%. Иными словами, пространство для развития огромно. Категория людей, которые не готовы дорого платить за билет, а это студенты, молодежь, пожилые люди, многие жители регионов, очень велика. Поэтому неудивительно, что ряд ведущих мировых перевозчиков, в числе которых и российские, задумываются о создании собственных лоукостеров".

Хорошие перспективы
Комментируя начало полетов еasyJet между Москвой и Лондоном, генеральный директор компании Каролин МакКолл в частности отметила, что это знаменательная веха в истории развития easyJet. "Я в восторге от того, что мы делаем путешествие между двумя столицами еще более простым и доступным для всех. Россия - крупнейшая страна мира с быстро растущей экономикой, и, обеспечивая доступное и регулярное транспортное сообщение между двумя странами, еasyJet способствует развитию торговых связей между Москвой и Лондоном. Мне приятно, что со мной прилетели представители примерно десятка британских компаний. Они работают в таких секторах, как производство продовольственной продукции, высокие технологии, промышленное производство, и хотят развивать взаимовыгодное сотрудничество с Россией. Объемы бронирования на сегодняшний день превосходят наши ожидания, причем повышенный интерес проявляется как в Соединенном Королевстве, так и в России", - ссказала госпожа МакКолл.
Лондонский рейс отправляется из Домодедово ежедневно в 14:30 и прибывает в Гатвик в 15:40. Из Гатвика самолет вылетает по расписанию в 07:00 и прибывает в Домодедово в 13:50. С 15 апреля еasyJet начнет выполнять дополнительный рейс по данному маршруту с вылетом из Домодедово в 21:40 и прибытием в Гатвик в 22:50. Обратно самолет отправляется из Гатвика в 14:10 и прибывает в Домодедово в 21:00.
В ближайшее время еasyJet также начнет полеты по маршруту Москва - Манчестер. Это будет первый в истории регулярный рейс между двумя городами, и в еasyJet ожидают, что в течение года услугами компании на этом направлении воспользуются еще около 60 000 человек.

Плачу за то, чего хочу
Философия бренда еasyJet построена на том, что пассажиры платят ровно за то, что им необходимо. При этом в компании строго следят за безопасностью полетов и новизной самолетов. Средний возраст воздушного флота еasyJet равен примерно трем годам.
За счет того, что флот компании состоит из однотипных самолетов, экипажи могут летать на любом из них, что повышает и скорость оборота и возможности по замене, если это необходимо. Кроме того, закупка самолетов большими партиями дает компании хорошую скидку, а поскольку у еasyJet есть только экономический класс обслуживания, то кресел в кабину влезает больше, чем обычно. В аэропортах еasyJet также пользуется минимальным набором услуг, потому что полеты не длительные по времени и пассажирам обычно не нужны бизнес-залы, а до самолета они прекрасно доезжают на автобусе, обходясь без телетрапа. Всё это также работает на удешевление полетов.
Интересно, что та же философия распространяется и на офис компании, который находится... в ангаре. В огромном ярко-оранжевом (корпоративный цвет) ангаре, расположенном в аэропорту базирования - в Лутоне. Там же, в ангаре, размещаются и самолеты компании. В офисе всё максимально просто, удобно, логично и функционально.
Так и в полете - всё просто и эффективно.
Билеты на рейсы еasyJet проще всего покупать по принципу "чем раньше, тем лучше". Уже сейчас анонсируется продажа билетов на декабрь по цене порядка 60-70 долларов. Однако чем ближе к предполагаемой дате вылета вы соберетесь купить билет, тем он будет дороже.
Изначально в цену билета включен только перелет, одно место ручной клади и все аэропортовые сборы, если таковые есть. Если пассажир летит с багажом, который он будет сдавать, за него придется платить отдельно. Сумма небольшая - 56 долларов, и заплатить ее можно сразу, бронируя билет.
Раньше на билетах не были написаны места, то есть можно было садиться, куда нравится, как в электричке. Теперь все места расписаны, вы можете зарегистрироваться на рейс при покупке билета, это стоит, в зависимости от близости к выходу и удобства мест, от 5 до 20 долларов. Те места, регистрация на которые стоит 20 и 13 долларов, дают также право приоритетного прохода в самолет.
Отметим, что уже несколько лет еasyJet предлагает популярную услугу бесплатной онлайн-регистрации на рейс. Поскольку внедрение этой услуги прошло успешно, компания решила перейти исключительно на онлайн-регистрацию. Поэтому с 30 апреля все стойки регистрации авиакомпании будут заменены стойками сдачи багажа. С 30 апреля все пассажиры должны будут регистрироваться на рейс в Интернете.
Для тех, кто привык делать все бронирования с помощью телефона, есть мобильные приложения, разработанные и для айфонов, и для телефонов, работающих на андроиде, и для блекберри, есть специальный мобильный сайт, оптимизированный для просмотра на мобильном телефоне. 
Еда на борту тоже платная, но гуманно и умерено. Сэндвичи, среди которых есть и горячие, стоят в районе 3-4 фунтов, классическая английская овсяная каша - около 2 фунтов, чай, кофе, какао также по 2-3 фунта. Не хотите есть - и не надо, никто ничего не навязывает.
В отличие от многих других лоукостеров еasyJet летает в крупные аэропорты, удобно расположенные по отношению к городу, в который вы прилетели. Например, московский рейс приземляется в аэропорту Гатвик, откуда легко добрать до центра города меньше чем за  час. Для этого можно использовать как Гатвик-экспресс, так и другие виды транспорта.

Полеты по делу
Полеты на еasyJet могут быть интересны и деловым путешественникам. Специально для них разработана программа Business Sence. Она предусматривает гибкие тарифы на билеты по всем направлениям полетов компании, а также неограниченное количество бесплатных изменений даты в пределах четырех недель: за неделю до первоначальной даты вылета и до трех недель после изначальной даты рейса. В билеты, разумеется, включены и одно место ручной клади, и багаж весом не более 20 кг, и места в передних рядах салона (бизнес-класса в самолетах еasyJet нет в принципе), и первоочередное право прохода на посадку в самолет.
По мнению Пола Мура, директора по коммуникациям компании easyJet, рейсы компании очень популярны у деловых людей. Общий показатель доли деловых пассажиров компании равен примерно 20%, однако относительно России ожидания в два раза выше, в компании предполагают, что до 40% пассажиров на российских рейсах поедут в Лондон с деловыми целями.

В Лондон и не только
Лондон давно стал средоточием не только деловых, но и культурных событий. Здесь постоянно появляется что-то новое, будто мало уже имеющихся достопримечательностей, каждая из которых обросла большим количеством историй, обычаев и баек. Для каждого Лондон свой - для кого-то классический и строгий, кому-то хиппующий, кому-то - деловой, а кому-то театрально-хипстерский.
Среди последних городских новинок серии must see - небоскреб The Shard ("Осколок"). Гигантская башня, высота которой равна 309 м, сделана в виде осколка стекла, устремленного острой частью в небо, и считается самым высоким зданием в Западной Европе. В небоскребе 72 этажа, есть, разумеется, и смотровые площадки. Если хочется рассмотреть поближе какой-то предмет, можно воспользоваться специальным телескопом, где есть меню и на русском языке. Увидеть Лондон таким, каким он видится с верхней смотровой площадки здания, раньше можно было только с вертолета.
В самом здании помимо смотровых площадок - офисы, квартиры и технические помещения. Есть даже палисадники. Не зря архитектор  Ренцо Пиано назвал свое творение вертикальным городом.
Вход на смотровую площадку платный, порядка 30 фунтов стерлингов. Если все билеты на нужный вам сеанс проданы, а посещения там как в кино - по сеансам, то можно купить билет за 100 фунтов.
Более подробно о том, что можно посмотреть в Лондоне, читайте в рубрике "Пауза".

Манчестер
Манчестер - это город, переживший несколько рождений. Когда-то он был центром индустриальной революции, в XIX веке и вовсе превратился в центр текстильной промышленности, а к середине XX века стал футбольным центром Британии и городом, полным арт-объектов.
Старые фабрики превратились здесь в торговые и художественные галереи, Рыбный рынок принял у себя элитный жилой комплекс, а в здании бывшей хлопковой биржи теперь и магазины авторской одежды, и  кафе, и даже театр с уникальной круглой сценой, вокруг которой сидят зрители.
Как в любом городе с богатой историей, в Манчестере есть и кафедральный собор - прекрасный образец готики XV века. В нем чудесная акустика, и нередко собор служит площадкой для разного рода концертов классической музыки.
Однако одной из главных достопримечательностей  Манчестера можно назвать... футбол. В самом центре города стоит многоэтажный Национальный музей футбола, где можно и самому мяч покатать, и узнать, как это делали великие спортсмены, а также полюбоваться на экипировку футболистов прошлого и сравнить ее с современной формой.
Место для музея выбрано неслучайно - он находится рядом со стадионом "Дипдейл", мало того, что это самый старый футбольный стадион в мире, это еще и домашний стадион клуба Preston North End, который был первым чемпионом Англии первой профессиональной футбольной лиги в мире.
Если в Национальном музее футбола можно узнать о тех, кто уже вошел в историю, то на стадионе "Манчестер Юнайтед" можно познакомиться с теми, кто эту историю творит сейчас. Собственно клуб "Манчестер Юнайтед" был основан аж в 1878 году (правда, называться современным именем он стал с 1902 года), а домашний стадион команды под названием "Олд Траффорд" - в 1910 году, и это один из крупнейших стадионов Англии, который может принять до 76 тысяч болельщиков.
Впрочем, поход на матч - развлечение специфическое, да и до стадиона ли там. Поэтому для тех, кому интересно побывать практически во всех уголках этого футбольного заповедника, проводятся специальные экскурсии. Первая часть экскурсии посвящена истории клуба и стадиона (есть небольшой музей), а вторая - собственно тур по стадиону. Во время тура можно во всех подробностях рассмотреть поле, посидеть на месте почетных гостей, побывать в пресс-руме, vip-лаунже и даже в святая святых - в раздевалке игроков. В определенный момент любой экскурсант тоже сможет почувствовать себя игроком. Нет, погонять мяч на поле не дадут, но вот выйти на стадион под командный гимн тем самым коридором, которым выходят на игру игроки, позволят. Завершается экскурсия в сувенирном магазине, где есть сувениры и для фанатов команды, и просто для любопытствующих туристов.
Добраться до Манчестера можно или прямым рейсом еasyJet из Москвы, или на поезде Virgin trains из Лондона, с вокзала Юстон. Время в пути - примерно два с половиной часа.

Ливерпуль
Если Манчестер можно назвать футбольным центром притяжения, то Ливерпуль, к слову, тоже славный своей футбольной командой, всё же больше известен музыкой. Причем вполне определенной. Говорим "Ливерпуль" - подразумеваем "Битлз". И странно бы, если б это было иначе. Ливерпуль - родина знаменитой весь мир четверки музыкантов, которая на пике своей славы, по их собственному признанию, была "популярнее Иисуса Христа". Даже если вы не битломан, равнодушным к творчеству "Битлз" остаться сложно, особенно находясь в Ливерпуле.
На знаменитой Мэтью-стрит, примерно на том месте, где был вход в культовый клуб Caverna, стоит скульптура Джон Леннона, встречая всё новые поколения поклонников. Caverna, клуб, где играли еще совсем юные битлы, можно посетить и сегодня, и даже "Битлз" там послушать, правда, и то, и другое будет репликой. Настоящий клуб Caverna не сохранился, его двойник открылся ровно напротив того места, где был настоящий клуб. Внутри он в точности повторяет оригинал, за исключением хорошей системы вентиляции - в клубе-двойнике она есть. Двойник ранних "Битлз" регулярно здесь выступает, причем играют и поют артисты живьем и самостоятельно, и вполне самозабвенно. В репертуаре - строго ранние песни "Битлз".
Разумеется, в городе есть и музей "Битлз" - The Beatles Story. В нем 18 залов, каждый из которых - значимая веха в истории группы, представленная каким-то экспонатом, инсталляцией или фотографиями. Например, здесь воссоздан зал того самого клуба Caverna, и улица Мэтью-стрит, есть и желтая подводная лодка, и зал, посвященной битломании. Благодаря прекрасно сделанному аудиогиду (он есть и на русском языке) история группы оживает на глазах, потому что рассказ о каждом экспонате и событии дополнен или звуковым рядом, или комментарием очевидца, или интересной историей.
Однако Ливерпуль славен не только группой "Битлз". Именно здесь был сделан "Титаник", и многие члены экипажа ушли в свой последний рейс из этого города.
"Альберт-док" -   одна из самых значимых достопримечательностей города. Около 150 лет назад "Альберт-док" открыл принц Альберт, и тогда он был символом процветающего портового города. Сегодня здесь находятся несколько музеев, в том числе и музей "Битлз", рестораны, галереи, кафе, бары и магазины. Здесь же и филиал лондонской галереи "Тейт", где собрана национальная коллекция современного искусства. Это одна из крупнейших галерей современного искусства в стране.
Отдельного упоминания заслуживает Ливерпульский англиканский собор, поостренный в неоготическом стиле. Его строили по проекту архитектора Джайлса Гилберта Скотта без малого 70 лет, начав в 1904-м и закончив только в 1970 году. Это крупнейший собор в Великобритании и пятый по величине в мире. На вершине его единственной башни есть отличная смотровая площадка. Внешне немного напоминает знаменитую английскую красную телефонную будку. Что неудивительно, их создал один и тот же человек.
Добраться из Манчестера до Ливерпуля проще всего по железной дороге, путешествие будет недолгим, приятным и познавательным, ведь это одна из первых железных дорог в Европе. Ливерпульский вокзал Liverpool Lime Street открылся еще в 1836 году. Из Лондона до Ливерпуля можно доехать также на поезде Virgin trains.