BusinessTravel №7, Июль 2013 «Ключевые фигуры»← Вернуться к журналу

Больше поводов посетить Москву


В 2012 г. столицу посетили 5,2 млн иностранных гостей. Эта цифра – рекордная для города за всю его историю. В конце года на встрече с главами диппредставительств мэр города Сергей Собянин заявил, что в дальнейшем у туристов будет еще больше поводов посетить Москву.
Действительно, с каждым годом событийный календарь столицы расширяется, а это значит, что непрерывно растет и число тех, кто приезжает в качестве зрителей и участников различных мероприятий. В текущем году, по прогнозам столичных властей, число иностранцев, посетивших город, вырастет до 5,4 млн человек.
Фестивальная столица
Традиционный событийный календарь Москвы включает многочисленные профессиональные выставки, которые проходят в главных выставочных центрах столицы «Крокус Экспо» и «Экспоцентр». Именно они привлекают в столицу поток бизнес-туристов из российских регионов и из-за рубежа. Выставки, посвященные фармацевтической промышленности, медицинскому оборудованию, логистике, туризму, машиностроению и авиапрому, проходят в Москве почти постоянно.
Некоторые из таких мероприятий привлекают не только профессионалов. Речь идет о таких зрелищных событиях, как ежегодный авиасалон в Жуковском, Московский международный автомобильный салон, антикварные салоны.
Каждый год в столице проходит несколько крупных театральных фестивалей, на которых выступают труппы известных зарубежных театров. Это детский театральный фестиваль «Гаврош», фестиваль драматических спектаклей «Сезоны Станиславского», фестиваль «Золотая маска», на котором свои спектакли показывают театры из российских регионов. Завершается сезон театральных событий Чеховским театральным фестивалем, на котором показываются наиболее прославленные спектакли со всего мира.
Параллельно с Чеховским театральным фестивалем проходит Московский международный кинофестиваль, немногим ранее в столице стартует фотобиеннале «Мода и стиль в фотографии».
В Москве проходят многочисленные фестивали и конкурсы классической музыки, один из наиболее известных – Московский пасхальный фестиваль.
2013 г. открыл Москву для любителей путешествовать по Европе и посещать летние «опен-эйры» – фестивали рок-музыки под открытым небом. На площадке Всероссийского выставочного центра впервые прошел двухдневный фестиваль Park Live, хэдлайнером на котором выступили знаменитые The Killers, а «Пикник Афиши» в парке Коломенское традиционно собрал на одной площадке немало рок-звезд.
В последние годы Москва принимает всё больше международных спортивных соревнований. Помимо традиционного Кубка Кремля по теннису в этом году в столице пройдет чемпионат мира по легкой атлетике, а в 2018 г. Москва готовится принять соревнования чемпионата мира по футболу.
Пока еще редкостью для столицы остаются традиционные для европейских городов гастрономические фестивали. Парк «Музеон» провел в этом году фестиваль молодых овощей, а на Поклонной горе прошел двухдневный фестиваль клубники, однако пока такие мероприятия рассчитаны в основном на самих горожан.
Другое традиционное для Европы направление – исторические и реконструкторские фестивали. В этом году московский фестиваль «Времена и эпохи», прошедший в Коломенском в третий раз, собрал рекордное число гостей. За два дня его посетили более 220 тыс. человек, а среди участников были представители множества стран от Китая и США до Норвегии и Мальты. Самым зрелищным событием фестиваля стал настоящий рыцарский турнир.
Оригинальную ночную экскурсию на велосипедах в июле совершили участники седьмой «Московской велоночи», традиционно пользующейся популярностью как у москвичей, так и у жителей других городов. Более 5 тыс. велосипедистов, стартовав в полночь 21 июля, совершили путешествие во времени по историческим местам юга Москвы, завершив ночную прогулку чаепитием на рассвете на берегу Москва-реки у храма Вознесения в Коломенском.
Немало событий предстоит увидеть гостям столицы и в ближайшее время. В августе состоится Фестиваль фейерверков, в котором примут участие знаменитые пиротехники из Европы, СНГ и городов России. Празднование Дня города и фестиваль «Спасская башня» ждут зрителей в сентябре, а в начале октября состоится фестиваль «Круг света». Программа фестиваля в этом году задействует большое количество площадок: Красную площадь, ЦВЗ «Манеж», гостиницу «Москва», ЦПКиО им. Горького, Центральный дом художника, Крымскую набережную, парк искусств «Музеон» и Государственную Третьяковскую галерею.
Можно собираться больше двух
Рост числа культурных, спортивных и иных событий естественным образом способствует росту турпотока в столицу – это актеры, спортсмены, музыканты, делегаты конференций, участники выставок. Все они нуждаются в качественном размещении, быстром и удобном передвижении по городу, услугах гидов, переводчиков, в конференц-залах и концертных площадках.
Благодаря усилиям правительства Москвы, предпринятым в последние годы для развития туризма, по ряду параметров Москва сегодня не уступает другим мегаполисам континента.
По словам специалистов компании «Демлинк», в столице хорошо развита сеть конференц-залов. «Появилось много конференц-площадок с полностью оснащенными по последнему слову техники залами, они располагают практически неограниченными возможностями для проведения мероприятий», – отмечают в компании. Есть конференц-залы и банкетные залы, рассчитанные на большие группы. Это Екатерининский дворец вместимостью до 1500 человек, зал торжеств «Наполеон» (до 1000 человек), «Форум Холл» (до 2000 человек), «Суриков Холл» (до 1000 человек), банкетный зал «Салтыковъ» (до 1000 чел), Дом музыки (до 1700 человек).
Павильон «Электрификация» ВВЦ вмещает до 2000 человек, в конференц-центре МВЦ «Крокус Экспо» максимальная вместимость в нескольких объединенных залах ? до 6 тыс. человек. Конференц-залы Центра международной торговли могут принять до 1200 человек.
Мероприятия можно проводить в конференц-залах Третьяковской галереи, Пушкинского музея, Галереи Шилова, Галереи искусств Зураба Церетели, Центрального дома художника, музея-заповедника Царицыно и других московских музеев. Кроме того, на теплоходах и яхтах, курсирующих по Москве-реке, можно проводить тематические конференции и корпоративные вечеринки.
Самые новые отели
Что касается размещения гостей города, то и в этом сегменте идет непрерывный рост числа объектов размещения, растет качество и разнообразие предложений. Однако, как отмечают игроки рынка, до полного соответствия спросу еще далеко.
За 2012 г. число отелей в Москве достигло цифры 303, а их общий номерной фонд был увеличен на 720 номеров, в том числе в Москве появилось 77 хостелов и 138 мини-отелей.
Как отметил и.о. главы Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы Сергей Шпилько на открытии гостиницы «Novotel Москва Сити», особенность столичного номерного фонда в том, что 90% отелей были построены или реконструированы в последние 20 лет, то есть номерной фонд гостиниц Москвы – один из самых новых в мире.
Из-за ярко выраженной сезонности спроса в летний период отельеры снижают цены в среднем на 10?15%, поэтому в летний сезон туризм в Москву становится выгодным.
«К лучшим конференц-отелям Москвы можно отнести конгресс-парк «Волынское», отели «Корстон», «Ирис», «Измайлово Альфа», «Best Western Вега», «Марриотт Аврора», «Марриотт Гранд» и «Марриотт Тверская», «Краун Плаза», отели «Холидей Инн», – рассказали в «Демлинк Трэвел».
В то же время, по словам операторов, несмотря на интенсивное расширение номерного фонда Москвы, спрос на некоторые виды размещения по-прежнему превышает предложение. «Не буду оригинальна, основные трудности связаны с размещением гостей. По-прежнему ощущается серьезный дефицит и сравнительная дороговизна номерного фонда. И это, пожалуй, основная проблема. Всё остальное – вполне решаемо и поддается управлению», – рассказала MICE-директор компании ATH American Express Лада Евтюкова.
Превышение спроса над предложением означает наличие хороших перспектив для инвесторов, вкладывающих деньги в гостиничный бизнес. Согласно планам правительства Москвы, в ближайшие годы инвесторы могут построить более 300 новых отелей различного класса, создав еще более благоприятные условия для увеличения продаж туров в Москву.
Ситуация меняется на глазах: еще недавно качественное размещение в столице было редкостью, сегодня же, согласно опросам, удовлетворенность качеством гостиничных услуг высказывают более 80% посетивших столицу туристов. В сегменте бизнес-отелей этот показатель превышает 90%. В столице ежегодно открываются гостиницы под международными брендами, продолжается реновация устаревшего номерного фонда. По прогнозам, только до конца 2013 г. в Москве откроется 15 новых отелей.
Изменения происходят и в других сегментах туристических услуг. В городе растет число указателей на иностранных языках, появляются другие атрибуты, привычные посетителям европейских мегаполисов: туристские информационные центры, «карта гостя», единый транспортный туристский билет, экскурсии на даблдекерах, QR-коды на памятниках архитектуры, аудиогиды в музеях, бинокли на смотровых площадках, возможность бронирования билетов на культурные и спортивные события и многое другое.
Отрасль быстро отреагировала на эти изменения возросшим турпотоком. По прогнозам экспертов, в дальнейшем Москва будет привлекать еще больше гостей. Туристы, которые захотят посетить музыкальный фестиваль или футбольный матч, проходящий в столице, смогут приобрести тур на интересующее их событие и совершить поездку в Москву с той же легкостью и комфортом, как и в любой другой современный мегаполис.
Подведем итог: Москва становится всё более привлекательной для туристов, и большой вклад в ее привлекательность вносит зрелищность и разнообразие столичных событий. Для профессиональных участников туристского рынка, как специализирующихся на деловом и конгрессном туризме, так и занимающихся экскурсионными турами, это означает увеличение продаж туров в Москву и развитие собственного бизнеса.

Кого встречает Москва?
Специалисты агентств делового туризма рассказали о том, кто и с какими целями чаще всего посещает столицу.
UTS Group
Сложно загнать туризм, в данном случае въездной, в строго сегментированные рамки. Можно говорить о бизнес-группах, участников которых интересует и культурная составляющая. Чаще всего деловая программа совмещается с развлекательной. До сих пор большой популярностью пользуется Кремль. Многие ездят в Звездный городок, ходят в театры на балет и оперу.
Что касается спортивных мероприятий, то бум в этом сегменте наметился недавно, так как Россия стала принимать крупные форумы в таком количестве тоже не так давно. Но деловые поездки иностранцев в страну по срокам не всегда могут совпадать со строго ограниченными рамками спортивных событий.
UTS работает преимущественно с иностранными туристами. По опыту могу сказать, что бизнес-туристы из российских городов более самостоятельные и в основном сами планируют программу, через агентства чаще всего ими осуществляется заказ экскурсий.
ATH American Express
В нашей практике 99% мероприятий носят деловой характер. Чаще всего это встречи региональных офисов компании-клиента. Однако бывает, что компания устраивает презентацию и приглашает на нее партнеров и журналистов. В этом случае нам, как правило, заказывают инсентив-программу. В основном такие заказы исходят от крупных международных брендов.
Несмотря на растущий интерес к Москве у зарубежной аудитории, отечественные группы всё же преобладают. Соотношение примерно один к трем в пользу внутреннего потребителя.
«Демлинк»
По опыту работы нашей компании, деловые группы чаще приезжают в Москву из других российских городов, однако клиенты из-за рубежа тоже не редкость. Мы работаем с группами из стран Европы, из Египта, Китая и США.
Если говорить о тех целях, с которыми деловые группы посещают Москву, то соотношение между деловыми и развлекательными составляет примерно 50 на 50. Если это вписывается в планы компании, группы действительно посещают спортивные и культурные мероприятия, например открытие старой сцены Большого театра, премьерные показы в театрах, спортивные турниры и т.д.

Цифра
В 2012 г. столицу посетили 5,2 млн иностранных гостей.