BusinessTravel №9, Октябрь 2013 «Символ успеха»← Вернуться к журналу

«Если бы молодость знала, если бы старость могла…»


В ходе общения с российскими и зарубежными специалистами я заметил, что особенно в 2012?2013 гг. в профессиональной среде маркетологов, менеджеров и устроителей деловых встреч пристальное внимание стало уделяться мониторингу запросов и потребностей различных поколений – участников рынка. Теория поколений серьезно учитывается при разработке проектов и программ деловых мероприятий.
Специалисты индустрии деловых встреч пришли к выводу, что для достижения успеха на отраслевом рынке необходимо знать и понимать поведение его игроков в «поколенческом» смысле слова, то есть профессионально разбираться в культуре потребления и особенностях работы представителей различных поколений, учитывать их потребности и находить к каждой группе свой персонифицированный подход
 Выводы международных экспертов, в частности Центра изучения выставочной индустрии ? CEIR (The Center for Exhibition Industry Research), показывают, что сейчас исследования в сфере поколенческих преференций и различий выдвинулись в число центральных и острых тем в индустрии деловых встреч. А конкретно, их актуальность связана с грядущей сменой поколений (generational shift) в рабочей силе и возрастной категории бизнес-путешественников.
По оценкам специалистов, индустрия встреч в настоящее время находится в состоянии межпоколенного движения.
В 2015 году ожидается, что представители поколений Х (возраст 33-46 лет) и Y, или Millennial (возраст 18?32 года), заменят baby-boomers (возраст 47-65 лет) в качестве главной рабочей силы. То есть «бумеры» в массе своей фактически уйдут на пенсию и уступят место более молодым, многочисленным и активным поколениям. В самое ближайшее время 50% деловых путешественников составит поколение Y (Millennial).
В принципе, проблема взаимоотношений между поколениями, или конфликт поколений, существовала во все времена. Вообще считаю, что проблема отцов и детей (generation gap) является вечным противоречием и универсальной темой человеческой истории.

Как же активный и неотвратимый процесс формирования следующих поколений проявляется непосредственно в индустрии деловых встреч?
Деловые путешественники «молодеют». В последние годы было принято считать, что это сложившиеся, солидные люди возрастной категории 40?45+. Сейчас можно говорить о возникшем на рынке поколении 30?35+. Теперь они требуют к себе особого тонкого подхода, учета их мнения, их приемов игры, в том числе в ходе деятельности на уровне международных отраслевых ассоциаций (ICCA, MPI, IAPCO и др.).
Поколения X и Y хорошо разбираются в современных цифровых технологиях. Гаджеты, социальные сети – их привычная действительность. Они любят общение в виртуальном пространстве и в отличие от бэби-бумеров нередко отдают предпочтение визуальной коммуникации, вебинарам, телеконференциям, а также гибридным (hybrid) мероприятиям. Они – дети визуальной культуры, их интересует всё визуальное.
Однако большинство упомянутых поколений по-прежнему предпочитает общение напрямую, лицом к лицу (face-to-face), ценят возможность видеться на деловых встречах вживую. Поэтому боязнь, что в ближайшее время резко нарушится баланс прямых и виртуальных встреч, пока минимальна.
Можно заметить, что при выборе места проведения делового мероприятия представители поколения X, как и поколения бумеров, придают большое значение наличию удобных, хорошо оборудованных помещений для неформального общения, переговоров, обучения и т.д. По сравнению с поколением Y они более придирчивы к планировке помещений и уровню их комфорта.
Поколение X более неформально, заинтересовано в обеспечении залами для проведения развлекательных, вечерних, гала-мероприятий на месте проведения конференции и вне его.
Деловые путешественники поколений X и Y предпочитают строгую адаптацию под свой вкус и индивидуализацию, поэтому при планировании и организации делового мероприятия их клиенты нередко сами принимают непосредственное участие в подготовке конференции.
Происходящие события заставляют и гостиничный бизнес предпринимать дополнительные креативные действия для расширения клиентской базы. Ведь по сравнению с предыдущими поколениями поколение Y не столь сильно привержено к определенной гостиничной цепи или бренду.
Так, например, «Мариотт» почти на треть обновляет свои услуги, нацеленные на создание новых универсальных условий для работы и проживания своих «коммуникабельных, объединенных в сеть» гостей – деловых путешественников. Гостиницы цепи внедряют новый проект «Концепция большой комнаты» (Greatroom Concept), который предоставляет комфортную возможность клиенту работать в одиночку или с коллегами прямо в вестибюле гостиницы, а не в  своем номере.
    
Безусловно, «оцифрованное» поколение X и особенно «поколение Сети» Y уделяют большое внимание работе через Facebook, Twitter и другие социальные сети во время участия в различного рода ивентах. Естественно, для них нормой, а не предметом роскоши являются высокоскоростные беспроводные технологии.
Таков образ жизни и работы представителей этих поколений.
Деловой визит всегда является и общественным, и сугубо личным. Новые поколения деловых путешественников возводят это правило на новый, более креативный уровень.  
         
Юрий Сарапкин, независимый эксперт, член международных отраслевых ассоциаций