BusinessTravel №9, Октябрь 2013 «Символ успеха»← Вернуться к журналу

Ищем чартерную перевозку для группы!


Опыт и рекомендации от компании RCS

Практически любая MICE-компания, работающая с крупными корпоративными заказчиками, по несколько раз в год сталкивается с проблемами организации авиационной перевозки к месту проведения мероприятия больших групп ? от 300 человек и более. Несмотря на кажущееся обилие авиакомпаний, количество новой авиационной техники и постоянное развитие сектора гражданской авиации, найти самолет становится не легче, а все труднее. В чем же здесь проблема?
Односложно ответить на данный вопрос нельзя. Причин несколько. Во-первых, вам нужна разовая перевозка одной или двух-трех групп в зависимости от количества участников мероприятия. Авиакомпаниям объективно сложно выдернуть из расписания один или несколько самолетов, особенно в высокий сезон. Помимо чисто организационной проблемы есть и вопросы экономики. На разовом рейсе заработок авиакомпании невелик, а если заказчик хочет получить  рейс «с отстоем», т.е. самолет завозит группу и ждет окончания мероприятия в стране для последующего вывоза участников, то в этом случае выигрывает только заказчик рейса, а авиакомпания не столько зарабатывает, сколько теряет выгоду в результате простоя самолета.
Здесь же разъясним, что в отличие от рейсов с «отстоем» разворотные рейсы сейчас самый распространенный вариант разовых чартеров. Это означает, что самолет выполняет два порожних рейса, первый после завоза группы и второй, когда летит пустой ее вывозить. Экономика разворотного и отстойного рейсов отличается очень существенно. Разворотный рейс обычно на ? дороже «отстойного». Именно поэтому все заказчики так активно стремятся получить рейс с «отстоем».
Чисто чартерных компаний на отечественном рынке не существует. Это вторая общая проблема. Каждая авиакомпания старается максимально загрузить летную программу именно регулярными рейсами, т.к. это гарантирует стабильность и прогнозируемость бизнеса. Чартерные программы,  как правило, также присутствуют как отдельное направление бизнеса авиакомпаний, но их число, как правило, не превышает 30?40% в обороте. Причем речь идет о сезонных чартерных программах, где заказчиками выступают либо туроператоры, либо авиаброкеры-консолидаторы.
Один из возможных вариантов решения вопроса перевозки большой группы – обратиться к консолидатору рейса или туроператору ? заказчику чартерной программы в страну или на курорт, который вам необходим. Но и этот вариант не гарантирует вам положительного решения вопроса. Во-первых, чартерные программы привязаны к пакетным турам с наземным размещением. Маловероятно, что кто-либо из туроператоров продаст вам места на рейсе, да еще в большом количестве, отдельно от отеля. Вот и получается, что если клиент уже выбрал отель, а туроператор с ним не работает или у него выше цена, чем вы берете напрямую, то вы опять в тупике. Что делать?
Есть ли еще какие-то варианты? Да. Вы можете попробовать обратиться к иностранной авиакомпании, выполняющей регулярные рейсы в нашу страну из города или с курорта, где вы запланировали мероприятие. Однако учтите, что чисто чартерный рейс авиационные власти иностранной авиакомпании поставить не разрешат. Иностранные перевозчики не имеют права ставить чартерные рейсы из городов России за границу, наоборот ? пожалуйста, но российских граждан они вывозить таким образом не могут. Есть следующее решение в обход данной проблемы ? постановка дополнительного рейса в расписании. В этом случае, если вам повезло и иностранный перевозчик организовал для вас дополнительный рейс, то подождите радоваться, ведь стоимость такого разворотного рейса, а по сути это так и получится, выйдет еще дороже «разворотника» отечественной авиакомпании. Проверено на себе.
Кстати, прямое обращение в авиакомпанию не всегда приносит положительный результат.
Проблема в том, что авиакомпании получают десятки запросов на разовые рейсы, и зачатую они дублируются несколькими MICE-компаниями, но самое главное, что не всегда они реализуются и доходят до стадии выполнения чартерного рейса. Авиакомпанию тоже можно понять. Корпоративный заказчик на стадии выбора направления хочет получить максимум ценовой информации по трем-четырем, а то и восьми-девяти странам. Конечно, авиакомпании ? не справочное бюро и очень неохотно идут на производство предварительных расчетов, учитывая все вышеизложенные обстоятельства. Вот и получается, что либо авиакомпания сразу отказывает на этапе запроса, либо уходит в «несознанку» и просто никак не отвечает на ваши запросы. Что же делать?
Есть еще один вариант решения вопроса разового чартера – обращение в авиаброкерскую компанию. Сегодня на отечественном рынке их не так много, так как этот бизнес постепенно угасает, тем не менее, это может стать самым эффективным путем решения вопроса. У авиаброкеров отношения с руководством авиакомпаний на более высоком уровне. Они чаще общаются по регулярным чартерным цепочкам или программам перевозки в пиковые периоды, например, Новый год. Соответственно у них есть больше рычагов и шансов получить приемлемое предложение по цене и по организации перевозки. Некоторые авиаброкеры сами берут в управление один или несколько самолетов и, соответственно, могут предложить вам более интересные условия, чем сама авиакомпания. Авиаброкеры имеют еще одно неоспоримое преимущество перед MICE-компаниями ? они знают ситуацию внутри авиакомпаний по состоянию парка самолетов, загрузке, перспективам получения новой техники. Однако минусом этого варианта является цена вопроса. Авиаброкер – это еще одно дополнительное звено, которое заложит свой финансовый интерес в стоимость программы. Но не отчаивайтесь. С другой стороны, вы можете переложить на их плечи всю организационную работу по согласованию слотов, питания на борту, регистрации пассажиров, контроля выполнения чартерного рейса авиакомпанией. Этот вариант стоит попробовать, а учитывая, что крупных авиаброкеров в Москве несколько, это дает шанс получить на выходе объективную стоимость.
Как видите, проблем и препятствий очень много. Еще один совет. Если есть возможность планировать перевозку и выбирать даты и время по своему усмотрению, старайтесь избегать пиковых периодов перевозки – новогодних каникул и летних месяцев, особенно со второй половины июля до середины сентября. Лучшие дни ? с понедельника по четверг, они в меньшей степени загружены регулярными чартерными цепочками.
Многие корпоративные клиенты думают, что если они начнут проработку перевозки за год до даты мероприятия, то гарантированно получат и лучшие условия, и подтверждение программы. Это еще одно заблуждение, нужно учитывать график планирования сезонных программ внутри авиакомпании, и если вы планируете рейс в октябре, авиакомпания не сможет вам подтвердить техническую возможность раньше июня или июля. Но направить заявку и получить предварительный расчет, конечно же, стоит заранее.
Дорогу осилит идущий! Путей решения вопроса организации разовых чартерных рейсов несколько, а какой окажется удачным, зависит от вашей настойчивости и желания.