BusinessTravel №6, Июнь 2014 «Виктор Табачков: Важно превосходить ожидания»← Вернуться к журналу

Широка была страна моя…


Среди трендов российского рынка MICE и делового туризма эксперты достаточно часто говорят о возрастающем интересе к странам бывшего СССР как направлениям для инсентивов, тимбилдингов или комбинированных поездок.

Интерес растет!

Предлагать «открыть для себя» любую европейскую страну – сейчас по меньшей мере странно.  Разумеется,  везде можно найти неизведанные уголки, интересные города и необычные достопримечательности, но эффекта неожиданности и яркости путешествия (и поощрительного, и делового) добиться всё сложнее.

«У нас много заявок на эти направления, так что интерес есть, и большой, – говорит руководитель департамента въездного туризма компании «Демлинк» Светлана Белова. – Совсем недавно у нас прошло несколько инсентив-поездок на чемпионат мира по хоккею в Минске. Что касается тендерных запросов, то клиенты  практически всегда включают в них эти направления. Среди наших клиентов набольшей популярностью пользуются Армения,  Азербайджан,  Узбекистан, и в последнее время очень растет интерес к Грузии. У нас есть опыт организации инсентив-поездок на всех этих направлениях. Интерес к этим странам понятен – у них древнейшая  история и культура, да и связывает нас недавняя общая история. Это пространство русского языка как языка межнационального общения. Сравнительно небольшие прямые перелеты и отсутствие виз в большинстве случаев тоже добавляют им очков в глазах клиентов. Кроме того, здесь можно организовать уникальные, с привязкой к месту, инсентивы и квесты», – говорит она.

«Интерес к данным направлением обусловлен с одной стороны тем, что им удалось сохранить свою самобытность и колорит, минуя советский период, а это значит, что нашим участникам открываются богатая история, интересные культурные традиции – вариации «квеста в Старом городе» всегда проходят на ура, будь то Самарканд, Ереван или Рига», – рассказывает PR-менеджер компании MaxiMICE Екатерина Гусар. По ее словам, с другой стороны, интересно развитие, современное состояние направлений (так, азербайджанская столица уже получила «новое имя» – Дубай, да и Грузия поражает великолепием. «Везде привлекают артисты – интересно же посмотреть и национальный фольклор в красивейших костюмах и под сопровождение уникальной музыки, насладиться, например, выступлениями победителей и финалистов Евровидения, модных рок-исполнителей. Про напитки, национальную кухню и соответствующие кулинарные тимбилдинги нечего и говорить – там для этого есть все возможности», – подчеркнула эксперт.

 

Дороги, которые мы выбираем

Выделить страны-лидеры в предпочтениях деловых клиентов довольно сложно, однако некоторые тенденции все-таки нам удалось проследить.

До известных событий одним из лидеров была Украина. Это и неудивительно, учитывая, что страна – наш ближайший сосед, где после чемпионата Европы по футболу появилось много площадок для мероприятий, обновилась гостиничная база и транспортная инфраструктура.

«Обращаясь к статистике по проведенным мероприятиям, мы видим, что в прошлом году бесспорным лидером была Украина. И мы успели провести там немало мероприятий, но увы… – рассказывает Екатерина Гусар. – До недавнего времени большую радость у клиентов вызывали проекты в Одессе. Только задумайтесь на минуту, и вы сразу вспомните не менее десяти любимейших всеми кинокартин, связанных с этим городом, а значит, увидите широчайшие возможности для тематических проектов. А морские вечеринки? А уникальный велопробег от MaxiMICE в стилизации «12 стульев» в Киеве…» – отмечает Екатерина.

Пожалуй, большой популярностью пользуются страны Кавказа – Азербайджан, Армения и Грузия.  

По словам Екатерины Гусар, второе место в 2013-м по числу мероприятий занимает Грузия, но очень близко к ней расположилась в импровизированном  рейтинге компании Армения, при этом обгоняя первую по показателю состава групп. Следующее место по проведенным проектам разделили Казахстан с Азербайджаном, по участникам же лидирует последний. Стоит, правда, отметить, что всех лидеров рейтинга посещали группы преимущественно небольшие, хотя возможности у данных направлений значительно шире. «А вот Беларусь, Молдова, Кыргызстан, Узбекистан показали менее значимые результаты, тем не менее там проводились интересные мероприятия. Что касается первой половины текущего года, то картина пока в целом схожая, за исключением того, что «реванш» берет Узбекистан. К Прибалтийскому направлению, напротив, интерес заметно спал, а зря – там есть чем удивить клиентов, к тому же в наличии прекрасная инфраструктура для больших групп», – отмечает она.

По мнению руководителя проекта MICE.az Вусала Гаджиева, ведущего оператора MICE-услуг в Азербайджане, интерес российских компаний к Азербайджану растет с каждым годом. Наибольшей популярностью у россиян пользуются конференции, презентации новых продуктов, инсентив-туры с элементами тимбилдинга. Самыми популярными сезонами среди российских компаний являются весенние и осенние месяцы года.  «Рынок MICE-услуг Азербайджана востребован среди российских компаний благодаря наличию большого количества ключевых параметров – короткий перелет, отсутствие виз и языкового барьера, богатые культурные связи, качественная и современная инфраструктура для проведения мероприятий, комфортный климат, натуральные продукты, вкусная кухня, теплое море с пляжами и многое другое», – говорит он.

В Баку и регионах представлены практически все знаменитые гостиничные бренды – Marriott, Four Seasons, Rixos, Hyatt, Radisson, Hilton, Jumeirah, Fairmont, Kempinski и др. Идет строительство отеля с номерным фондом более 800 комнат и соответствующими конференц-возможностями.

Календарь событий Баку и Азербайджана в целом полон различными спортивными и культурными мероприятиями как регионального так международного уровня, что говорит не только о наличии богатой событийной жизни и инфраструктуре, но и опыте в их организации. «Так, у нас регулярно проходят фестивали джаза, концерты мега-звезд, спортивные чемпионаты Европы и мира, винные фестивали, фестивали классической музыки и т.д. Одним из ярких событий можно отметить финал конкурса Евровидения-2012, прошедший в Баку на вновь построенной арене Baku Crystall Hall», – отмечает Вусал Гаджиев.

Еще одно направление – это страны Прибалтики. В отличие от остальных сюда нужна виза, однако сейчас это вряд ли кого-то смущает.

«Прибалтика была на особом положении так называемой «советской заграницы».  И сейчас это кусочек настоящей Европы. Для всех трех стран туризм является одной из приоритетных отраслей. Очень большое внимание уделяется созданию туристической инфраструктуры, сохранению средневековых кварталов,  реставрации старинных зданий – и это видно! Для калининградских компаний Литва давно стала любимым местом проведения выездных совещаний, поощрительных поездок и т.д.», – рассказывает исполнительный директор компании «Балтма Турс» Татьяна Ефимова.

Добраться в крупные города стран Прибалтики можно за относительно короткое время – как самолетом, так и поездом. Близость позволяет оптимизировать бюджет мероприятия за счет хорошей логистики и небольшого времени на проезд. 

Европейский сервис, отличные отели мировых цепочек, достойные конференц-центры, адекватная стоимость на сервис и проживание – всё это делает страны Прибалтики хорошей альтернативой странам Европы для проведения мероприятий.

«Прибалтика – это сосны и песок, пляжи, исторические достопримечательности, Музеи, вкуснейшая национальная кухня и несомненное радушие местных жителей. Всё это не может не привлекать», – подчеркнула Татьяна Ефимова.

Не без сложностей

Несмотря на бурное развитие инфраструктуры и несомненный интерес туристов, некоторые проблемы все-таки существуют.

«Одина из основных сложностей – отсутствие хороших отелей среднего ценового сегмента. Отели высокого уровня – достаточно дорогие, а остальные – не очень хорошего качества. Иногда встречается низкий  уровень  подготовки персонала и сервиса», – рассказывает Светлана Белова.

Согласна с ней и Екатерина Гусар: «Увы, выбор качественных поставщиков услуг ограничен. Работа по данным направлениям (преимущественно СНГ, а не Прибалтика) не отличается большой гибкостью с их стороны, не всегда идеален и сервис, есть сложности с поиском необходимых подрядчиков и артистов. Приятные исключения, безусловно, есть, иначе бы и не делали мы там проекты».

По словам Светланы Беловой, инсентив-поездки часто совмещены с деловыми мероприятиями – конференциями,  симпозиумами  или  семинарами,  поэтому нужны отели  с хорошими конференц-возможностями. В некоторых городах таких возможностей достаточно мало. Так, Узбекистан, например,  лучше использовать для чистого инсентива. «А при поездке в Грузию нужно помнить о том,  что  клиентам, имеющим в паспорте какие-либо отметки о посещении Абхазии или Южной Осетии, может быть  отказано в пересечении границы», – подчеркнула она.

Разнообразие возможностей

Каждая из этих стран – средоточие богатых культурных и исторических традиций, что дает практически неисчерпаемые возможности для организации здесь квестов, тимбилдингов и инсентивов.

По словам Вусала Гаджиева, среди активных видов времяпрепровождения особой популярностью у российских компаний пользуются различные мастер-классы по азербайджанской кулинарии, танцам джигитов, нанесению орнаментов хной, ковроткачеству, рисованию нефтью, а также проведение квестов по мотивам легендарных произведений Леонида Гайдая «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука», съемки которых  проходили в центре Баку в Старом городе.  Большим спросом пользуются также дегустации азербайджанских вин, восточных сладостей и икры осетровых рыб, чайные церемонии, экскурсии по Старому городу и бакинскому Приморскому бульвару, протяженность которого с нынешних 6 км в скором будущем будет доведена до 25 км.

«Кавказские страны поражают красотой природы: горные  озера,  луга, водопады и покрытые снегом горные хребты, – отмечает Светлана Белова. – Например, в Армении летом возможна поездка на средневековом корабле Киликия по озеру Севан. Это озеро удивительной красоты, уникальный природный памятник». По ее словам, в Узбекистане можно  организовать выезд в пустыню Кызыл-Кум, провести ночь в юртовом лагере в пустыне,  в программе – ужин у костра с национальными танцами под звездным небом. «Узбекистан – это восточная экзотика, особая атмосфера древних городов Бухары, Хивы и Самарканда. Интересно совершить путешествие на высокоскоростных  поездах  между городами», – рассказывает она.

Екатерина Гусар вспоминает, как в Армении компания MaxiMICE провела большой тимбилдинг «Путь Ноя» с заданием по освоению земли после потопа:  участники проекта учились печь лепешки и готовить шашлык, производить вино, заниматься постройками, попутно решая различные задачки квеста. «Азербайджан представлен и древним – в проекте «Калейдоскоп» представлена стилизация восточных сказок, и ультрасовременным – в «Путешествии в город огня». В Киргизии устраивали экстремальный джип-тур с попутным собиранием юрт и другими интересными ремесленническими мастер-классами. Для каждого направления у MaxiMICE приготовлено несколько интересных концепций, богатая социальная программа», – отметила эксперт.