BusinessTravel №6, Июнь 2014 «Виктор Табачков: Важно превосходить ожидания»← Вернуться к журналу

Питерский MICE живет будущим


На рынке международного делового туризма Петербург по-прежнему смотрится как прекрасно выглядящий, образованный и перспективный «жених». Но, несмотря на его очевидные плюсы, из-за ряда черт «характера» выходить за него «замуж» особенно не торопятся. Однако в ближайшем будущем он обещает стать еще более привлекательным.

Как заявил заместитель председателя Комитета по развитию туризма Петербурга Александр Шапкин в рамках состоявшегося в Северной столице Евразийского ивент-форума – 2014, задача поставлена вполне определенная: к 2020 г. город намерен войти в число двадцати лучших. «Для этого мы готовы действовать сразу в нескольких направлениях, одновременно развивая как необходимую для сферы MICE инфраструктуру, так и предпринимая усилия для продвижения дестинации на рынке», – подчеркнул он.

Чтобы достичь этой цели, Петербургу придется изрядно поработать локтями, расталкивая многочисленных конкурентов. Ведь пока, несмотря на его привлекательность, успехи в сфере делового туризма у Северной российской столицы даже ниже, чем в туризме в целом. И показать это возможно на конкретных цифрах.

Своя игра

Как выглядит туристический Петербург в общих показателях? Въездной турпоток в него, по мировым меркам, невелик (по данным за 2013 г. – 6,3 млн человек, в то время как в Париже – 32 млн, в Берлине – 25 млн).

Однако, согласно рейтингу TripAdvisor начала 2014 г., Северная столица России в очередной раз названа одним из наиболее привлекательных мировых направлений для туризма: Петербург занял 16-е место среди 25-ти городов мира, расположившись между Барселоной и Дубаем. При этом город на Неве является единственным в России, систематически попадающим в Топ-25 TripAdvisor, а в Европе, по мнению пользователей портала, уверенно входит в десятку лучших. Причем, по данным интернет-рейтинга, на мировом рынке Петербург по туристической привлекательности обходит и Берлин, и Париж...

Плюсы и минусы

«Сегодня выбор направления для делового мероприятия осуществляется не столько по отелям, сколько по духу страны:  активностям, впечатлениям, возможностям для экскурсий», – заявила, выступая на одной из недавних встреч АНТОР, Кристина Ионицкая, заместитель директора Управления по туризму Каталонии в странах СНГ и Восточной Европы.

 

Вряд ли кто будет спорить, что по этому параметру Петербург может дать фору кому угодно. Ведь кроме записных Петергофа, «Эрмитажа», Екатерининского дворца и Русского музея в нем есть сотни «интересностей». На земле (и под ней), в воде и в воздухе. Из прошлого, настоящего и будущего. Таких, которых больше в мире нигде нет. Поэтому возможности организации любых типов деловых туров (в том числе инсентива), как правило, в Питере ограничиваются либо бюджетом заказчика, либо фантазией и опытом организаторов.

 

«Петербург является вторым по популярности MICE-направлением в России, уступая лишь Москве и при этом значительно обогнав Казань и Екатеринбург, – считает Татьяна Бакланова, управляющий партнер ивент-агентства BtG Event Solutions. – В связи с проведением Олимпиады в Сочи в ближайшие годы активность по проведению MICE-мероприятий для российских заказчиков, возможно, переместится туда, однако Петербург вряд ли уступит свое место: Сочи сможет войти в Топ-3 MICE-дестинаций в России (наряду с Москвой и с Петербургом) лишь через три – пять лет. Научная среда, строительство заводов, развитие фарм- и автокластеров, перевод головных офисов ряда федеральных компаний в Северную столицу способствуют динамичному продвижению MICE-индустрии именно в Петербурге».

«По нашему опыту, в Петербурге проходит наибольшее количество научных и деловых мероприятий по таким направлениям, как медицина и естественные науки (физика, химия), высокие технологии, а также космические исследования, – говорит руководитель службы маркетинга и PR группы компаний «Мономакс» Александра Юркова. – Безусловно, экономические и социальные науки также занимают одно из ведущих мест».

 

Как считают в BtG Event Solutions, в городе на Неве у заказчиков есть возможность выбора из большого количества эксклюзивных площадок для проведения мероприятий различного уровня и масштаба. Креативные пространства, лофты, галереи и музеи современного искусства. Императорские театры, старинные дворцовые ансамбли и музеи. Разнообразная и уникальная экскурсионная программа. Прогулки на водном транспорте и множество других изысканных активностей как культурной, так и спортивной направленности – всё это повышает его привлекательность.

Может быть, Северной столице не хватает площадок и номерного фонда? Если в Петербурге и не достает мест для проведения деловых мероприятий, то в дефиците только большие, вместимостью свыше 1 тыс. человек. Остальных, которых не менее 100, даже на перспективу достаточно. Причем любых, от крупных современных спортивных комплексов (Ледовый дворец) до уникальных дворцов прошлых веков, поражающих гостей своим великолепием. «Мы занимаемся организацией деловых мероприятий с численностью участников до 500 человек и поэтому никаких проблем с поиском площадок не испытываем», – отмечает исполнительный директор компании Via Hansa DMC&PCO Ltd Наталья Виноградова.

По сведениям Агентства развития и исследований в недвижимости (АРИН), важной характеристикой рынка Петербурга является то, что спросом у заказчиков пользуются три категории залов. Это конференц-залы, расположенные в бизнес-центрах и гостиницах (площадью от 50 до 200 кв. м), современные конференц-площадки размером в 300–500 кв. м, а также большие конгресс-залы вместимостью в 1 тыс. человек. Однако этот рынок в Северной столице характеризует ярко выраженная сезонность: среднегодовая заполняемость конференц-залов составляет всего 20–40%, и если в «высокий» сезон (май – август) она доходит до 80%, то в «низкий» нередко опускается до 15%. «Для конгрессов и конференций масштаба в 300–500 делегатов Петербург обладает практически всеми ресурсами, – уверена руководитель службы маркетинга и PR группы компаний «Мономакс» Александра Юркова. – Для мероприятий с числом участников 500–1000 человек возникают некоторые сложности. А если их больше 1 тысячи, уже более серьезные затруднения касательно площадок, питания, транспортной логистики и т.д.».

Что касается номерного фонда, то и здесь при существующем турпотоке проблемы если и возникают, то лишь в высокий сезон: 73 действующих крупных (свыше 50 номеров) качественных отеля на почти 16 тыс. номеров вполне способны закрыть потребность. Самой популярной пятизвездочной площадкой, к примеру, обладает отель «Коринтия Невский Палас» – на протяжении ряда лет именно он получает звание лучшего в России отеля для конференций по версии World Travel Award. А «Парк Инн Прибалтийская», обладающая залом на тысячу мест, почти не имеет конкурентов благодаря возможности под одной крышей обеспечить многочисленных деловых гостей всеми необходимыми им услугами.

Есть ли в MICE-туризме Петербурга «узкие» места? Как не быть… Действительно, в настоящее время принять крупное деловое мероприятие с числом участников больше тысячи человек город на Неве не может. Негде. Единственная площадка в городе, на которой возможно организовать широкомасштабное мероприятие, совмещающее выставочный и деловой формат, – ВК «Ленэкспо». Но «Ленэкспо» не может предоставить всю необходимую инфраструктуру для проведения качественного мероприятия: комплекс морально и физически устарел и уже давно не отвечает требованиям современности. В результате организаторы знакового в мире недвижимости 63-го Всемирного конгресса FIABCI, например, столкнулись с серьезными трудностями, поскольку обилие секционных заседаний и высокий социальный статус участников требовали проведения мероприятия в конгресс-центре VIP-уровня. Примерно в такой же ситуации каждый год оказываются и организаторы Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ): в нем участвуют первые лица государств и компаний с мировым статусом, а кроме одного из павильонов «Ленэкспо» подходящего зала пока нет.  

Много претензий в последнее время вызывает и питерская логистика: большие группы подчас просто застревают в дорожных пробках, ломая напряженный график встреч и заседаний. Или не могут комфортно сделать пересадку, подъехать к музею – вопрос с парковками туристических автобусов так до конца и не решен. Да и сам качественный транспорт в дефиците. «Хороших современных автобусов в сезон не хватает, – сетует Наталья Виноградова. – Они в основном заняты обслуживанием пассажиров круизных лайнеров, а оставшиеся порой предлагают по неподъемной цене». Порой бывают жалобы и на организацию мероприятий, и на качество сервиса. Однако основным «тормозом» делового туризма, особенно на международном рынке, эксперты без сомнений называют слабое продвижение Петербурга в качестве MICE-дестинации.

 
С видом на будущее

Вместе с тем в ближайшем будущем ситуация хотя бы в некоторых аспектах может заметно измениться. Первой лакуной, которая будет устранена, станет нехватка крупных современных конгресс-центров.

Уже в октябре 2014 г. первых гостей примет конгрессно-выставочный центр «ЭкспоФорум», который состоит из конгресс-центра вместимостью до 10 тыс. человек (с основным залом на 4,2 тыс. мест и залом для гала-мероприятий на 2 тыс. мест), двух бизнес-центров, трех выставочных павильонов, складов и таможенного терминала. В нем предусмотрены все необходимые условия для комфортного пребывания посетителей: большая парковка на 5,2 тыс. мест, крытые переходы между павильонами, кафе и рестораны. А с 2015 г. гости города смогут разместиться в двух отелях – Hilton Hotels & Resorts и Hampton by Hilton, которые суммарно предложат 446 номеров. Важно то, что организаторам и участникам мероприятий на базе нового комплекса будут оказывать полный спектр сопутствующих услуг, включая выставочную застройку, кейтеринговое, транспортное и туристическое сопровождение. Строительством первой очереди «ЭкспоФорума» дело не ограничится: его вторая очередь, которая должна появиться в 2018 г., включает еще три павильона площадью на 40 тыс. кв. м и подземный паркинг на 5 тыс. машино-мест. Поскольку этот комплекс расположен неподалеку от аэропорта Пулково и способен предоставить все MICE-услуги в одном месте, одновременно будет решена и транспортная проблема: в Петергоф или Пушкин гости смогут легко попасть, избежав пробок в центре города.

Как считает генеральный директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Воронков, «площадка дает новые возможности – наличие в Петербурге современного специализированного комплекса мирового уровня позволяет укрупнять выставочные проекты и проводить больше сопутствующих мероприятий». По его мнению, одновременное проведение на одной площадке мероприятий, у которых есть частичное пересечение по целевой аудитории, удобно как участникам выставок, так и их посетителям.

Известно, что сейчас Смольный взял курс на организацию в Петербурге нового экономического кластера – конгрессно-выставочного. При этом «ЭкспоФорум» обещает стать своеобразным фундаментом для его строительства, поскольку власть и бизнес намерены создавать кластер сообща. «Компания «ЭкспоФорум-Интернэшнл» активно участвует в процессе  консолидации усилий участников MICE-индустрии и органов власти с целью позиционирования Северной столицы как крупного делового центра международного уровня, – говорит генеральный директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Воронков. – Открытие в Петербурге современного конгрессно-выставочного центра «ЭкспоФорум» поможет сделать это на качественно новом уровне и привлечь в город больше мероприятий мирового масштаба. К тому же новый комплекс готов предоставить помещения для деятельности конгресс-бюро».

Однако у «ЭкспоФорума» будут и конкуренты: на состоявшейся весной в Каннах международной выставке коммерческой недвижимости MIPIM-2014 правительство Петербурга заключило с инвесторами четыре соглашения о реализации нескольких проектов в Северной столице, в числе которых и новые конгресс-центры. В частности, глава Комитета по инвестициям Ирина Бабюк подписала соглашение с ООО «Международная инвестиционная компания «Хуа Бао», в котором китайская компания закрепила намерения построить в Петербурге конгрессно-выставочный комплекс и производственный технологический парк с общим объемом инвестиций в 16 млрд рублей.

Еще раньше в рамках проходившего в Петербурге Евразийского ивент-форума – 2014 заместитель председателя Комитета по развитию туризма Александр Шапкин заявил, что город намерен строить и другие конгрессно-выставочные комплексы. «В ближайшие шесть лет в Петербурге кроме «ЭкспоФорума» должны появиться еще три крупных объекта аналогичного профиля», – констатировал он. В свою очередь Сергей Иванов, руководитель департамента регионального развития Выставочного научно-исследовательского центра R&C, подтвердил, что китайские инвесторы проявляют большой интерес как минимум к двум проектам, предусматривающим появление в Петербурге крупных конгрессных центров.

Решать в комплексе

В компании BtG Event Solutions, к примеру, считают, что  усилить интерес к Петербургу как деловой туристической дестинации могут создание более конкурентоспособного по цене продукта для российских MICE корпоративных клиентов и активное продвижение данной информации в корпоративную среду. А также массовое информирование о возможности организации эксклюзивных культурно-развлекательных программ для всех сезонов в Петербурге в рамках MICE-проектов и улучшение транспортного сообщения до Петербурга.

В свою очередь в компании «Мономакс» считают, что помочь Петербургу может создание и функционирование полноценного (с точки зрения функционала, персонала и бюджета) конгрессного бюро в его классическом понимании. «Оно обязательно должно заниматься вопросами формирования и реализации грамотного комплексного подхода к продвижению города, продаж конгрессного продукта города в целом и стимулирования развития конгрессной отрасли, – говорит Александра Юркова. – И, конечно, способствовать возникновению регулярного, актуального и конструктивного диалога между бизнесом, властью и наукой». 

Увы, но пока приходится констатировать, что MICE-туризм в Петербурге – как дитя у семи нянек. Все хотят, чтобы оно росло и приносило пользу, но «воспитывать» его всё как-то руки не доходят. И понятно, что даже крупные компании, специализирующиеся на деловом туризме, самостоятельно не могут продвигать весь город как дестинацию – силенок не хватает. А на уровне городского правительства внимание ему уделяют больше на словах, поэтому это весьма выгодное направление туризма пока успешно «растет» на чужих «огородах». Ведь 81-е место для Петербурга, с его-то возможностями, подобающим назвать трудно…