BusinessTravel №12, Декабрь 2014 «Илья Эрмант: Кризис успеху не помеха»← Вернуться к журналу

MICE в зеркале кризиса российского турбизнеса


Сергей ШАНЬГИН, генеральный директор RCS

После прокатившейся волны банкротств десятка туроператоров на российском рынке наступило временное затишье. Вся бурная деятельность переместилась в чиновничьи кабинеты, где разрабатываются законодательные инициативы, призванные защитить потребителей туристических услуг, а также новые финансовые правила регулирования рынка. Задача, прямо скажем, не из легких. Рынок замер в ожидании финальных решений законодателей. В это время «на местах» проходят повальные прокурорские проверки турфирм с участием Роспотребнадзора и пожарной инспекции. При этом  большинство страховых компаний ввели мораторий на страхование финансовой ответственности туроператоров, поэтому те, кто должен сегодня продлевать аккредитацию в Реестре туроператоров, мечутся в поиске решения этой проблемы. Банковская гарантия – не выход для подавляющего большинства компаний, так как они не имеют возможности отвлечь из оборота и заморозить на год столь значительные средства. Туроператоры, не нашедшие решения по страхованию финансовых гарантий, соответственно, исключаются Федеральным агентством по туризму из реестра.

А что же MICE-рынок? Всё ли хорошо у MICE-компаний? Или турбулентности туррынка нас всё же коснулись?

Удивительно, но если почитать публикации профессиональной прессы, информационные рассылки околопрофессиональных ассоциаций, получается, что тема никого не волнует. Интересно, что если мы оглянемся назад, в то время когда вводились фингарантии, организовывалась «Турпомощь», были хоть какие-то дискуссии, попытки обсуждений специфики бизнеса MICE-компаний и возможностей  дистанцироваться от классических туроператоров. И спасибо за это редакции журнала Business Travel,  которая взяла на себя инициативу провести такой круглый стол. Однако тогда в нашей среде не нашлось ни одного инициативного MICE-специалиста или объединения, которое попыталось бы пролоббировать интересы MICE-бизнеса. Вопросы так и повисли в воздухе, а все мы стройными рядами примкнули к «Турпомощи». Характерно, что сейчас нет даже попыток собраться и обсудить животрепещущие вопросы в профессиональном сообществе. А жаль!

Может быть, пришло время слияний MICE-компаний, объединения бизнесов и преодоления кризиса с использованием сильных сторон друг друга? При этом, на мой взгляд, есть решения, которые позволяют сохранить свой бренд, независимость компании, существенно снизив расходы. Тема, достойная обсуждения и даже не требующая созыва широкого круга участников.

 Очень хотелось бы узнать мнение коллег, например, по вопросу страхования ответственности туроператоров. Мы опять каждый в одиночку пытаемся найти решение проблем, которые у нас всех одни и те же.  Страховщики перестали обращать внимание на аргументы, что у нас своя специфика бизнеса, мы не обслуживаем частных клиентов и не занимаемся массовым туризмом. Наши одиночные голоса и призывы к ним неслышны. Наверное, назрела необходимость проведения широкой конференции или семинара с участием MICE-компаний и страховщиков в поиске решения этих вопросов. Уверен, что у подавляющего большинства MICE-компаний ситуация примерно схожая. Доля зарубежных мероприятий, когда мы реализуем корпоративным клиентам полноценный турпакет, в общем объеме бизнеса крайне незначительна. По разным оценкам, таких мероприятий в среднем от 20 до 40%. Но статус туроператора нам необходим для аккредитации в иностранных консульствах, иначе мы не конкурентоспособны по визам, а это напрямую влияет на бизнес. Но как выделить зону страхового риска, учитывая нашу специфику? Какие должны быть объемы и ставки страхования? Какие найти решения, чтобы продолжать работу и не нарушить закон? Очень актуальная тема!

В вопросах взаимоотношений с клиентами и поставщиками также много горячих тем. Такое впечатление, что клиенты не читают новости и не смотрят телевизор, живут на другой планете. Финансовые условия кредитования крупного бизнеса в России чрезвычайно усложнились, что уж говорить про возможности привлечения оборотных средств MICE-компаниями. Создается впечатление, что некоторые клиенты,  выдвигая драконовские требования по тендерам и условиям контрактов, поставили перед собой цель обанкротить своих партнеров-поставщиков. Очень надеюсь, что делают они это не умышленно, а из большого желания экономии своих бюджетов. Но всё же все мы – в одной лодке и должны учитывать интересы друг друга.

Очень назрела тема постоплат. Мы пытались обсудить ее на страницах журнала, но от печатных слов и мыслей хотелось бы перейти к очной дискуссии с противоположной стороной. Тема тем более актуальна, так как в условиях кризиса в экономике и финансовом секторе некоторые транснациональные компании стремятся еще более ужесточить условия работы по MICE-услугам, переводя постоплату с 30 на 60 дней или с 60 на 90! Однако же MICE-компании – не банки с бесконечной беспроцентной кредитной линией. Деньги, как и любой другой товар в нашей стране, день ото дня дорожают. Актуально? Да!

Профессионалы, согласитесь, проблемы есть! Замалчивая их,  мы не становимся сильнее и успешнее! Приглашаю всех к диалогу и широкой дискуссии!