BusinessTravel №1, Февраль 2015 «Научный подход»← Вернуться к журналу

Отели Москвы. Итоги и прогнозы


Деловые отели всегда были популярными площадками для организации разного рода деловых встреч и корпоративных праздников. И прошедший, и наступивший годы обещают всем отраслям экономики очень непростую жизнь. О том, как отразились и отразились ли вообще последние экономические потрясения на количестве и качества таких мероприятий, рассказывают представители ведущих деловых отелей города.

Что было?

В целом наши эксперты отметили, что в 2014 г. спрос на проведение мероприятий незначительно упал. Тому есть несколько объективных причин. «В 2014 году наблюдалось незначительное снижение спроса на проведение мероприятий в московских отелях по сравнению с 2013 годом. Это связано с тем, что некоторые международные компании перенесли место проведения MICE-мероприятий из России в другие страны», – отмечает PR-менеджер AZIMUT Hotels Дарья Пархуць.

«Безусловно, ситуация на рынке туризма в целом существенно отличается по сравнению с 2013 г. В связи с мировой политической ситуацией в этом году были отменены крупные международные мероприятия. Организаторами было принято решение перенести их проведение в страны ЕС, – говорит PR- и маркетинг-менеджер гостиницы «Рэдиссон Ройал, Москва» Регина Апакина. – Мировая экономическая ситуация существенным образом отразилась на деятельности наших крупных корпоративных клиентов. По сравнению с прошлым годом чувствуется существенное сокращение бюджетов на проведение мероприятий бизнес-направленности – уменьшение количества участников, дней проведения, оборудования и т.п.».

Также, по словам эксперта, появилась новая тенденция – сокращение сроков планирования мероприятий. Если раньше крупные мероприятия бронировались за несколько месяцев (три – пять), то сейчас бронирование может поступить в последний момент – за одну-две недели, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии долговременного планирования.

«Несмотря на то, что ситуация в сравнении с прошлым годом несколько изменилась, резкого падения спроса на проведение и заказ мероприятий в отеле не чувствуется. Напротив, открылись перспективы новых направлений: Китай, Корея, Иран, Ирак, российские регионы. Большое количество заказов на проведение бизнес-мероприятий в этом году получили именно от этих стран и направлений. Также существенно выше прошлогодних показателей организация предновогодних корпоративных мероприятий, банкетов до 1000 человек, а также свадеб. Показатели данного сегмента проведения мероприятий существенно возросли», – подчеркнула Регина Апакина.

Согласна с ней и старший менеджер отдела продаж «Холидей Инн Москва Лесная» и «Холидей Инн Москва Сущевский» Евгения Гаранина: «Безусловно, 2014 г. был непростым для отельеров Москвы в целом. Свое влияние оказала Олимпиада-2014, благодаря которой появились новые площадки в городе Сочи, привлекшие внимание клиентов, проводящих крупные мероприятия. Также в Москве были открыты новые отели, что усилило конкуренцию в сегменте MICE, сложная внешнеполитическая ситуация тоже сказалась на спросе. Но в то же время мы можем обозначить положительную динамику 2014 г. и  увеличение количества проводимых мероприятий в таких сегментах, как индустрия красоты и фармацевтика. Увеличилось количество мероприятий, проводимых в рамках специальных спортивных проектов и событий, связанных с культурной деятельностью. Приоритет в сегменте MICE сохраняется за крупными конференциями и продолжительными тренингами».

При этом эксперт также заметила, что окно бронирования мероприятий, сокращающееся из года в год, продолжило уменьшаться и в 2014 году.

По мнению  старшего директора отдела продаж банкетов и конференций трех отелей «Марриотт» – «Ройал Аврора», «Гранд» и «Тверская» Ирины Рогатиной, в целом количество мероприятий осталось примерно на том же уровне, что и в 2013 г., при этом количество бизнес-мероприятий в среднем увеличилось на 5–10% по сравнению с прошлым годом. Компании сократили бюджеты на деловые события, банкеты и другие частные мероприятия также стали более дешевыми. Многие мероприятия переносятся из центра Москвы в подмосковные отели по более низким ценам.

О сокращении длительности мероприятий и снижении затрат на проживание участников говорит и PR- и маркетинг-координатор Radisson Blu Belorusskaya Валерия Мальцева: «В 2014-м в отеле Radisson Blu Belorusskaya мероприятий было достаточно много, в основном деловых конференций и бизнес-мероприятий. Если сравнивать с предыдущим годом, то длительность конференций сократилась, а многие мероприятия происходили без проживания, так как для региональных участников выбирались более бюджетные средства размещения. В основном мероприятия были однодневные». Эксперт также отметила снижение количества участников мероприятий.

Генеральный управляющий отеля «Novotel Москва Сити» Ален Даддио, напротив, отметил, что «2014 г. был ознаменован тем, что в отличие от 2013 г. в нашем отеле проходили крупные мероприятия в низкие сезоны (конец апреля, июль, конец декабря). Поскольку «Novotel Москва Сити» – новая гостиница, функционирующая всего два года, то по сравнению с 2013 г. (год открытия) в 2014-м было проведено гораздо больше мероприятий».

Встречи разные важны, встречи разные нужны

Примерно так можно одной фразой охарактеризовать спектр проводимых в московских отелях мероприятий. «Большой популярностью пользовались прежде всего деловые мероприятия – конференции, семинары, тренинги. В среднем в трех гостиницах в 2014 г. прошло примерно 3000 мероприятий разного масштаба, из них две трети – это бизнес-мероприятия, половина из которых – крупные с большим количеством участников. По-прежнему популярен выездной кейтеринг, количество таких мероприятий увеличилось, но на них бюджеты сократились», – рассказывает Ирина Рогатина

По словам Дарьи Пархуць, стабильным спросом пользовались выставки, деловые конференции и учебные семинары. «В конце 2014 г. было отмечено существенное сокращение количества развлекательных мероприятий, однако ряд заранее забронированных и оплаченных новогодних корпоративных мероприятий состоялся в соответствии с планом», – отмечает эксперт.

«Чаще всего проводились одно-двухдневные крупные конференции, небольшие тренинги на несколько дней либо небольшие совещания», – говорит Ален Даддио.

«Наибольшее количество заказов поступало на организацию и проведение мероприятий корпоративного сегмента: конференции, семинары, встречи. Большим спросом в этом году пользовалась недавно открывшаяся площадка «Конгресс-парк при гостинице «Украина». С момента открытия новой площадки чувствуется высокий спрос профессионалов Meetings&Events, было организовано большое количество крупных бизнес-мероприятий. Несмотря на высокий спрос на эту площадку, ценовая политика остается гибкой и лояльной, каждое мероприятие рассчитывается индивидуально», – рассказывает Регина Апакина.

Что будет?

Делать прогнозы в нынешней ситуации – дело неблагодарное, слишком много переменных, а многие вещи в принципе прогнозам не поддаются. Однако наши эксперты оказались едины и весьма позитивны во взглядах на будущее.

«Руководство компании уверено, что в 2015-м мероприятий меньше на станет, но бюджет заказчиков будет существенно урезаться», – отмечает Валерия Мальцева.

Ирина Рогатина считает, что первое полугодие (особенно первый квартал), скорее всего, будет неутешительным для брендовых отелей, компании-заказчики из-за колебания курса валют переносят или отменяют запланированные ранее мероприятия, уходят в более скромные отели с экономичными ценами. «В этих условиях выиграют те отели, которые активнее продвигают свои услуги, запускают акции для привлечения новых клиентов, в том числе через Интернет. И, конечно, при прочих равных условиях клиент выбирает отели с лучшим сервисом», – подчеркнула она.

«Результаты января и высокий спрос на февраль, март и второй квартал 2015 г. позволяют сказать, что мы можем улучшить результаты 2014 г. по ряду ключевых отелей сети, в частности в Москве, Питере, Сочи, Новосибирске и Уфе. В Сочи мы прогнозируем рост загрузки на 15–20% в 2015 г.», – рассказывает Дарья Пархуць.

Ален Даддио полагает, что в 2015 г. объем и количество мероприятий не сократятся, так как, во-первых, уже сейчас поступает большое количество запросов на более чем полгода вперед. В связи с колебаниями курсов валют многие мероприятия будут перенесены из-за границы в Россию, что создаст дополнительный спрос на московском рынке. Но при этом бюджет самих мероприятий будет сильно сокращен. Крупные корпорации при возможности будут проводить мероприятия во внутренних помещениях, что сократит объем небольших многодневных тренингов в отелях.

«В 2015 г. мы продолжим плодотворное сотрудничество с нашими постоянными партнерами, чье доверие и признание мы завоевали благодаря высокому качеству предоставляемого сервиса и гостиниц в целом. Большое внимание будем уделять привлечению новых клиентов, находя индивидуальный подход и ориентируясь на потребности и бюджет каждой компании. При этом мы ожидаем, что в 2015 г. цены и стоимость мероприятий будут увеличиваться из-за роста себестоимости их проведения, но мы, конечно, будем проявлять гибкость ценовой политики и рассматривать возможность предоставления специальных цен в зависимости от сезона, загрузки гостиницы и других факторов», – говорит Евгения Гаранина.

Регина Апакина отмечает существенное повышение активности внутреннего рынка, а также развитие азиатского направления.