BusinessTravel №1, Февраль 2015 «Научный подход»← Вернуться к журналу

Тимбилдинг от шефа


Деловые мероприятия с кулинарным акцентом уже давно пользуются популярностью на рынке MICE-услуг. Они, с одной стороны, предлагают простор для творчества – такое мероприятие можно провести где угодно: в поездке, в ресторане или в офисе, а с другой – позволяют насытить встречу любой деловой программой по желанию клиента, будь то командообразующие игры, обучение или презентация нового продукта.

Кулинария – в тренде

Корпоративные мероприятия кулинарной тематики сейчас на пике своей популярности, признают эксперты. Такие программы отвечают сразу нескольким запросам современных горожан: это повышенное внимание к еде в целом, в частности желание потреблять здоровую и экологически чистую пищу. Кроме того, кулинарные мастер-классы за рубежом и гурмэ-туры отвечают стремлению путешествующих как можно лучше изучить страну, в которую они приезжают.

«Сейчас как никогда очень актуальны вопросы экологии, здорового питания и здорового образа жизни. Увеличивается потребление фермерских продуктов без пресловутого ГМО. Распространившаяся концепция mindful eating направлена именно на то, чтобы прекратить бездумное потребление ненужной пищи и вернуть человека к нормальным отношениям с едой», – рассказала генеральный директор Art Business Travel Cafe Людмила Кириллова. По ее словам, достичь в этом успеха можно, изучая кухни мира, кулинарные особенности пищевых качеств продуктов, сочетаемости продуктов, эстетики подачи и приема блюд и т.д. «Мы стараемся в рамках путешествий знакомить клиентов не только с национальными блюдами и их правильным приготовлением, но и с их правильной подачей – на какой посуде, с какими напитками и в какое время суток», – добавила она.

Кулинарные мероприятия могут быть самых разнообразных форматов: гурмэ-туры, кулинарные мастер-классы, тимбилдинги и квесты. Спрос управляет качеством и разнообразием предложений.

Руководитель MICE Global Сергей Армишев признает, что интерес к кулинарным программам в компании наблюдают уже не первый год. Причем это может быть как самостоятельная программа тура или мероприятия, так и хорошее к ней дополнение. «Всё больше и больше клиентов уделяют внимание питанию в поездке, и чаще акцент на дегустацию различных видов кухни одной страны служит как дополнительный бонус для клиентов», – отмечает эксперт.

Планета гурмэ

Гурмэ-туры – одно из самых популярных направлений корпоративных мероприятий с кулинарной тематикой. Их программы предполагают не только знакомство с кулинарными традициями страны и дегустации, но и посещение самых знаменитых ресторанов, мастер-классы по приготовлению блюда – «визитной карточки» страны. «Если же корпоративная деловая поездка резко ограничена временными рамками, всегда можно легко совместить, например, конференцию с мастер-классом по приготовлению настоящего греческого кофе во время кофе-брейка или провести квест на агроферме», – рассказала Людмила Кириллова.

По ее словам, за рубежом многие агрофермы располагают конференц-залами, оборудованными по последнему слову техники. После деловой части гости получают «свитки» с перечнем продуктов на местном языке. Необходимо не только собрать все эти продукты, но и догадаться, какое фирменное блюдо можно приготовить из них. А на мастер-классе участники узнают, правильно ли они угадали блюдо. «Такие элементы кулинарной тематики не занимают много времени, но помогают разнообразить программу поездки и знакомят с кухней страны», – считает эксперт.

География и тематика гурмэ-туров ограничена только размером земного шара. «Научиться готовить рыбу в сахарной оболочке зеленого цвета можно на островах между Таиландом и Филиппинами, запекать яичницу в вулканической лаве – в Индонезии. Огромный выбор программ в Китае: здесь вы можете варить в «самоваре» и жарить на общем огне кусочки рыбы и мраморной говядины в любого вкуса соусе и в сочетании с любыми напитками. Целый пласт кулинарных особенностей в Индии: одним нашим туристкам удалось научить продавца «наанов» в Гоа лепить и выпекать пиццу, за два часа владелец кафе даже вырезал слово «пицца» из бумаги», – делится опытом Сергей Армишев.

По его словам, очень популярными остаются Израиль, Чехия, Испания, Италия. «В этих странах мы делали и «Адскую кухню», и строили бизнес-процесс новой линейки продуктов на настоящей ферме. Такая нестандартная подача важного материала не останется незамеченной, и сформированный на мероприятии навык не пропадет», – рассказал г-н Армишев.

«Каждая страна имеет свою интереснейшую историю, национальные особенности и, конечно же, кулинарные традиции и пристрастия. Путешествуя по той или иной стране, мы получаем информацию о ней не только через визуальные образы, захватывающие рассказы экскурсовода, но и знакомимся с ней через вкусовые рецепторы, пробуя ее на вкус», – объясняет преимущества подобных поездок Людмила Кириллова. По ее словам, немаловажный аспект кулинарных программ – погружение в историю, обычаи и национальные традиции кухонь стран мира. «Можно узнать, кто придумал пельмени, что такое мусака и как ее готовят. А мы точно уверены, что блины с икрой – это исконно русское блюдо? Гурмэ-путешествия – это очень интересное и познавательное направление в туризме. Каждая страна гордится своими кулинарными традициями ничуть ни меньше, чем памятниками истории, и всегда радушно принимает гостей и делится секретами национальной кухни», – подводит итог эксперт.

Щи да каша – пища наша

Кулинарные мероприятия проходят не только за рубежом, их активно предлагают компании, специализирующиеся на внутреннем туризме. «В нашем арсенале много корпоративных программ, связанных именно с русской кулинарной тематикой: это и инсентив-туры с дегустациями традиционных крепких русских напитков, и мастер-классы русской печки, и кулинарный тимбилдинг», – рассказала генеральный директор компании «Волга-тур» Юлия Скороходова.

Так же, как и в случае с зарубежными гурмэ-турами, форматы подобного рода проектов могут быть разные: это и приготовление блюд «от и до» с последующим угощением всех участников, и мастер-класс по первоначальному освоению поварского искусства, и многое другое.

 «У нас есть проект «Туры с изюминкой», который позволяет нашим клиентам не только знакомиться с архитектурой древних городов Золотого кольца, но и с особенностями местной кухни. Так, например, в Суздале мы обязательно дегустируем суздальскую медовуху, в Ростове Великом варим знаменитую ростовскую уху, в Ярославле готовим «кашу из топора» и пробуем сливянку, в Рыбинске печем ароматные расстегаи, а в селе Вятском заготавливаем по древним рецептам хрустящие соленые огурчики», – рассказала Юлия Скороходова.

На популярных туристических маршрутах появляются специализированные площадки для мероприятий такого рода. К примеру, в Ярославле гости посещают ресторан-музей русской кухни, где на мастер-классах гостей учат солить огурцы, варить «кашу из топора» в глиняной крынке и печь пироги «с пылу с жару» в печи.

«Конечно, когда ты сам разламываешь мягкий, дышащий свежестью хлеб, греешь руки на теплой печке, пробуешь душистый мед на кончике деревянной ложки и вдыхаешь аромат грибной похлебки – это незабываемое впечатление!» – поделилась г-жа Скороходова.

Кулинарный мастер-класс может также быть частью большой программы, предусматривающий погружение в быт прошлых эпох. К примеру, программа «Один день в барской усадьбе» позволяет перенестись в эпоху XIX в. Гости учатся «налаживать» самовар, печь ароматные русские пироги, готовить варенье по старинным рецептам. Атмосферу подчеркивают стилизованная посуда, длинные деревянные столы, накрытые рушниками, веселые переливы балалайки и гармошки, ароматы свежей выпечки, меда, полевых трав.

С доставкой в офис

Кулинарные программы в составе поездки в другой город или страну пользуются спросом, однако, учитывая экономический кризис и сопутствующую ему тенденцию к оптимизации расходов на MICE, в текущем году этот сегмент корпоративных мероприятий ожидает сокращение.

В то же время, как отмечают эксперты, кулинарные мастер-классы – это очень гибкий формат. Для того чтобы организовать такое мероприятие, нет необходимости покидать пределы страны, города или даже офиса.

«Всегда можно организовать уникальный кулинарный мастер-класс, который сплотит коллектив за общим занятием и поможет познакомить или по-новому взглянуть друг на друга. Мастер-класс может проходить на свежем воздухе, в офисе или на арендованной площадке (в кулинарной студии)», – рассказала Людмила Кириллова. Такое мероприятие гораздо интереснее банального банкета или даже ведущего с конкурсами, поскольку приглашенные будут не просто пассивными наблюдателями, а творцами. За приготовлением интересных блюд коллеги не только знакомятся с кухней народов мира, но самое главное – они активно общаются, шутят, лучше узнают друг друга, считает эксперт.

«Сейчас наблюдается тенденция к уплотнению и оптимизации, думаю, вскоре тренинги в офисе наберут популярность», – говорит Сергей Армишев. По его словам, вариантов проведения мероприятий с кулинарным уклоном в городе множество, причем включение кулинарных мотивов в обычную деловую встречу повышает ее эффективность.

«Существует формат бизнес-завтраков, причем не в виде сухой встречи и фуршета после, а с докладами «до замеса» и неформальным знакомством в период ожидания приготовления. Это же как удовлетворение на всех уровнях мотивации – интересные мысли возникают, когда человек не испытывает голод и находится в приятной компании», – рассказывает эксперт. По его словам, за рубежом такая практика весьма распространена. «Я был на тренингах в Америке, там уже многие мероприятия, даже делового свойства, имеют запах – да, не удивляйтесь, в памяти остаются только приятные ассоциации, только представьте себе собрание глав департаментов с запахом свежеиспеченного хлеба или инсентив на макаронной фабрике в Китае, и мест таких предостаточно!» – делится опытом г-н Армишев.

Секрет успеха – кулинарный гуру

Опрошенные эксперты сходятся во мнении, что секрет успеха мероприятия с кулинарной тематикой – участие в нем профессионального повара.

«В наших программах мы всегда делаем упор на передачу знаний от опытного гуру, чтобы это было не только весело, но и оставило полезное зерно в головах участников», – рассказывает Сергей Армишев. Юлия Скороходова отмечает, что в мастер-классе можно задействовать актеров-аниматоров, но всегда более весомо участие профессионального повара, который владеет настоящими секретами.

Как таковых требований к площадке при проведении подобных мероприятий нет. В идеале это, конечно, должен быть хорошо оборудованный ресторан. Однако можно провести эксперимент и организовать кулинарный мастер-класс у водоема во время рыбалки или приготовить барбекю на свежем воздухе.

По словам Юлии Скороходовой, оптимальная численность группы – до 50 человек. Однако, по желанию клиента, участников может быть и больше.

«Всё зависит от задачи, поставленной клиентом. Если у нас есть задача провести тимбилдинг для группы 250 человек, конечно же, мы разделим группу на команды и будем проводить конкурсы и мастер-классы со знаменитыми шеф-поварами на разных площадках, чтобы все участники максимально были задействованы. Такой тимбилдинг или более сложный квест длится, как правило, не менее четырех-пяти часов, сопровождается дегустациями, веселыми конкурсами и заканчивается объявлением победителей во время зажигательного гала-ужина или вечеринки на пляже», – рассказала Людмила Кириллова.

Сергей Армишев полагает, что оптимальное число участников колеблется от 20 до 100, однако и для более многочисленной группы можно разработать сценарий. «В этом есть и своя прелесть: так, например, когда у вас 200 рук, делаем долму в армянском ресторанчике – сделать можно и больше, и быстрее, а пока долма варится – разучить национальный танец. Еще один вариант, когда каждая группа готовит себе блюдо по заданию, то есть все отвечают за общий стол. Это значит, что чем больше людей и продуктов, тем больше будет разных блюд. Этот вид тимбилдинга ограничен только фантазией клиента и модератора», – считает эксперт.