BusinessTravel №1, Февраль 2015 «Научный подход»← Вернуться к журналу

Узбекские MICE-перспективы


Уже сейчас Узбекистан вполне способен предложить деловым туристам уникальное сочетание высокого уровня обслуживания и национального колорита, дополненные богатыми культурными и историческими ресурсами.

Вместе с тем для роста въездного делового турпотока страна нуждается в улучшении инфраструктуры, находящейся за пределами признанных туристических центров, а также в решении ряда других вопросов, связанных со стоимостью перелета и пребывания внутри государства.

Устойчив экономически и политически

Тот факт, что страна успешно развивается экономически, подтверждают официальные данные об иностранных инвестициях: в 2015 г. здесь планируется освоить более $3,5 млрд в рамках 156 инвестиционных проектов.

При этом большая часть средств приходится на прямые иностранные инвестиции, они составляют свыше $2,569 млрд (80 проектов) общей суммы, а значительная их доля (около $2,3 млрд, 35 проектов) будет освоена в топливно-энергетическом секторе. Наряду с корейскими и китайскими компаниями в Узбекистане активно работают и россияне, например «ЛУКОЙЛ» в 2015 г. инвестирует в реализацию двух проектов $587 млн.

Деловой туризм во всех его проявлениях следует за деньгами инвесторов, и в этом отношении преспективы у страны весьма позитивные. По сведениям, обнародованным в рамках прошлогодней Ташкентской международной туристической ярмарки, в 2014 г. на развитие международного туризма в Узбекистане было направлено свыше $580 млн совокупных инвестиций (это больше чем на 19% превышает уровень предыдущего года). Только в Хорезмской области в соответствии с ее Программой развития сферы туризма на период 2013–2015 гг. запланирована реализация 204 проектов на общую сумму более $80 млн. В частности, в ее рамках будет построено 27 новых гостиниц: уже в 2015-м их количество в регионе достигнет 57, а общее число мест в них составит 2975, увеличившись за время действия плана вдвое.

Большое внимание уделяют в стране и таким вопросам, как политическая стабильность и безопасность. Президент Узбекистана Ислам Каримов, выступая на открытии 99-й сессии Исполнительного совета Всемирной туристской организации ООН, заявил, что «важнейшими факторами, определяющими развитие и эффективность международного туризма, остаются проблемы обеспечения мира, политической и экономической стабильности: там, где нет безопасности, нет никакого туризма». 

Планомерное развитие

 Результат внимания к развитию туризма в Узбекистане уже есть: по оценке председателя национальной компании (НК) «Узбектуризм» Фарруха Ризаева, в последние три года объем предоставляемых туристических услуг в стране ежегодно растет на 17% (в 2013-м, к примеру, он составил $140 млн).

Как считает эксперт, Узбекистан планомерно развивается как мировая туристическая дестинация. Так, если в 2012 г. в стране побывали 1,89 млн туристов из-за рубежа, то в 2013-м показатель превысил 2 млн человек. И по итогам 2014-го меньшим не будет. Турпоток растет и потому, что Узбекистан обладает довольно развитой туристической инфраструктурой: по словам Фарруха Ризаева, предпринимательской деятельностью в сфере туризма в государстве занимаются около 550 компаний-туроператоров, а в республике действуют свыше 500 гостиниц, мотелей и кемпингов более чем на 50 тыс. мест. В числе операторов, например, и специализирующаяся на бизнес-туризме компания International Business Travel (IBT), основным направлением деятельности которой является организация бизнес-туризма и деловых поездок на выставки и промышленные предприятия по всему миру как для предпринимателей Узбекистана, так и для иностранных бизнесменов. Если к этому добавить отсутствие визовых сложностей на въезде и языковых проблем, устойчивую связь по воздуху с Западом и Востоком (только национальный перевозчик страны выполняет регулярные рейсы более чем в 50 городов за рубежом), наличие хороших аэропортов, позволяющих принимать даже воздушные суда типа Boeing-787 Dreamliner, то какие-либо серьезные организационные препятствия для развития MICE-туризма внутри Узбекистана найти трудно.

«Понятие «деловой туризм» появилось в Узбекистане относительно недавно, но это не означает, что до этого наши бизнесмены не выезжали за пределы страны, – констатирует генеральный директор СП ООО International Business Travel Музаффар Касымов. – Системно предлагать продукт делового туризма на рынке Узбекистана турфирмы начали только с 2006 г., и наша компания была в числе пионеров. Если проанализировать туризм Узбекистана, можно отметить, что большинство турфирм обладают обширным портфелем услуг: их работа направлена как на прием, так и на отправку туристов. А вот бизнес-туры чаще всего являются дополнительным продуктом компаний. Бизнесмен имеет возможность как самостоятельно организовать поездку, так и воспользоваться услугами турагентств, специализирующихся на бизнес-туризме«.

По оценке этого эксперта, в Узбекистане насчитывается около 350 туристических компаний, однако только 8% из них с уверенностью можно отнести к категории бизнес-туризма. «Наличие у туркомпании партнеров за рубежом и успешного бизнеса по отправке туристов не дает гарантий успешной организации делового тура, – уверен он. – Ведь бизнесмен – не простой турист: деловой тур имеет особую специфику, так как обязательны индивидуальный подход и наличие кросс-услуг».

Что касается инфраструктуры, то объекты размещения, способные выступать в качестве деловых площадок, как в Ташкенте, так и в других городах страны немногочисленны. Но при существующем объеме делового туризма их достаточно. Например, вошедший с 1 января 2015 г. в сеть Wyndham Hotel Group ташкентский отель Dedeman Silk Road Tashkent располагает не только отличными номерами и присущей хорошей гостинице инфраструктурой (включая закрытый и открытый бассейны), но и целым рядом сервисов для деловых гостей. К примеру, здесь имеется несколько конференц-залов с полным набором оборудования, самый большой из которых (в режиме рассадки «театр») способен вместить 500 человек, а в целом шесть разнокалиберных залов вмещают более 1 тыс. гостей. Да и другие крупные объекты размещения в Ташкенте (среди них такие отели, как Lotte City Hotel Tashkent Palace, Radisson Blu Hotel, Miran International Hotel, Ramada Tashkent, «Ташкент» и др.) бизнес-туристам всегда рады и способны предложить им массу услуг мирового уровня. Всего в столице, по экспертным оценкам, не менее 40 площадок разной емкости, которые могут быть использованы для делового туризма.  

Да и в других туристических центрах страны не только обычному туристу, но и деловому гостю Узбекистана готовы помочь. В Бухаре, например, по данным OrexCA.com, в отелях «Сиявуш» и «Олмос» имеются конференц-площадки вместимостью до 50 человек. Аналогичные по параметрам и набору услуг для бизнес-туристов объекты можно найти и в Самарканде (отели «Регаль Палас Самарканд», «Регистан Плаза»), Хиве (гостиницы «Азия Хива», «Малика Хива») и некоторых других городах страны.

Привлекателен Узбекистан и по части достопримечательностей. Расположенный на маршруте Шелкового пути, он по праву гордится историей и культурой. Бухара. Самарканд. Коканд. Хива… Эти и другие города – настоящий кладезь для туриста: в целом страна располагает примерно семью тысячами достопримечательностей, часть из которых включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Есть в Узбекистане и свои изюминки. Например, не всем известно, что в Нукусе находится музей искусств Каракалпакстана имени Игоря Савицкого, который британская газета Telegraph назвала «абсолютной жемчужиной». Он более известен как Музей запрещенного искусства, так как представляет собой отличную коллекцию живописи русского авангарда XX века, в которой собраны работы Соколова, Комаровского и других художников.

Здесь имеются отличные возможности для самых разных видов активного и экотуризма – минеральные источники с целебной водой, богатые традиции прикладного искусства и самобытная культура. И всё это с успехом может быть использовано при формировании программ для деловых гостей страны. Включая такие направления MICE, как тимбилдинг и инсентив: в Узбекистане могут предложить десятки вариантов хайкинга, трекинга, рыболовных, пеших, конных, экспедиционных и разных других видов туров, способных сделать из разношерстного коллектива по-настоящему сплоченную команду. Если их умело сочетать с днями для «чистого» бизнеса и другими аспектами деловой программы, вполне может получиться тур, который его участники будут вспоминать годами.

«Мы с удовлетворением отмечаем положительную динамику и развитие выездного направления делового туризма, – говорит Музаффар Касымов. – Его основную целевую аудиторию составляют представители частного сектора, предприниматели и закупщики, руководители и топ-менеджмент компаний. Наши клиенты демонстрируют интерес к специализированным выставкам, к посещению потенциальных партнеров в промышленном секторе. К сожалению, очень слабым спросом пользуется корпоративный туризм: для нас это сфера, где есть потенциал для наращивания потока клиентов. Перспективные страны по бизнес-туризму – Китай, Россия, Южная Корея, Германия, Италия, США, ОАЭ. А оновными целями поездок в эти страны могут быть выставки, бизнес-встречи, посещение заводов, форумы, семинары и тренинги».

 «Узкие» места

Перспективно ли развитие делового туризма в Узбекистане? Безусловно, потому что страна располагает всем, что может ему способствовать. Включая законодательные нормы и организационные возможности. Однако  не обходится и без проблем.

Их несколько. Среди тех, которые стали темами обсуждения участников Ташкентской международной туристической ярмарки (ТМТЯ) «Туризм на Шелковом пути» в 2014-м, эксперты выделяют визовый вопрос. И в качестве примера приводят соседний Казахстан, который, приостановив необходимость получения визы (или предоставив возможность ее получения по прибытии) для граждан целого ряда государств мира, смог значительно увеличить въездной турпоток. По оценке генерального директора СП ООО International Business Travel Музаффара Касымова, сложности ввизового оформления являются основным «тормозом» развития MICE в Узбекистане. «В отличие от России получение визы в страны Шенгена или США у нас проходит очень долго, для этого требуется куча формальных справок и документов, – отмечает он. – Визовых центров, как России, у нас нет. Неслучайно даже топ-менеджмент многих крупных компаний и зарубежных представительств, регулярно отправляющийся в командировки в Европу, не всегда располагает мультивизой».

Следующая проблема – продвижение Узбекистана как туристической дестинации на международном рынке. Представители местного турбизнеса, к примеру, утверждают, что если культурно-историческую составляющую узбекского турпродукта за рубежом более-менее знают, то возможности активного, приключенческого, экологического или делового туризма в стране иностранцы представляют мало. Косвенно об этом свидетельствует то, что согласно статистике такого ресурса, как Oktogo.ru, в 2014 г. россияне совершили в Узбекистан лишь 4% поездок, предпринятых ими по странам СНГ. При этом в Беларусь – 32%, в соседний Казахстан – 17%, и даже в отдаленную от РФ Армению – 9%. Да и в рейтинге самых популярных городов СНГ по поездкам российских туристов Ташкент – только восьмой.

Еще одно «узкое» место – стоимость услуг, под которой подразумевается как перелет, так и размещение. Увы, но практики приводят такой факт: добраться из Германии (Мюнхена, например) в Ташкент подчас обходится дороже, чем из Мюнхена же в… Бангкок. Что касается стоимости услуг размещения, то она действительно высока. В особенности по местным меркам. Сутки в стандартном номере отеля Ташкента уровня 4-5*, к примеру, на начало февраля 2015 г. обойдутся в сумму от 5 до 14 тыс. рублей. Профессионалы говорят и о том, что в разгар туристического сезона нередки случаи нехватки номеров в гостиницах – стране не хватает относительно недорогого, но качественного размещения.

Практики констатируют: львиная доля спроса на услуги бизнес-туризма концентрируется в Ташкенте, в то время как в других регионах этот сегмент туризма развит мало. По данным маркетингового исследования компании IBT за 2014 г., столичные бизнесмены в Ташкенте достаточно осведомлены и «подкованы» в плане организации самостоятельных поездок, даже создавая конкуренцию многим турагентствам. «А вот туристы из регионов Узбекистана недостаточно информированы о возможности организации деловых поездок, – уверен Музаффар Касымов. – На мой взгляд, ответственность за развитие бизнес-туризма в регионах ложится на плечи турагентств, которые должны брать инициативу выхода на данную целевую аудиторию в свои руки».

Приоритет Ташкента не удивителен. Во-первых, это столица, и большая часть вопросов по делу решается именно здесь. А во-вторых, уровень развития инфраструктуры за пределами туристических центров, как говорится, оставляет желать – порой там нет даже благоустроенных по европейским меркам туалетов. И еще;, как считает Улугбек Нурматов, директор туристической компании Aznur Travel, «главная причина плохого сервиса – недокомплектация отелей кадрами». Хотя в этом направлении прогресс как раз есть, так как чем больше в Узбекистане становится частных отелей, тем выше уровень их сервиса – конкуренция играет существенную роль.

Впрочем, желание улучшить ситуацию в сфере туризма налицо: в конце 2014 г. НК «Узбектуризм», к примеру, начала проводить опрос для изучения мнения профессионалов туристической отрасли по некоторым направлениям дальнейшего развития сферы туризма и обещала учесть его в своих дальнейших действиях.