BusinessTravel №6, Июнь 2015 «Тендер: теория и практика»← Вернуться к журналу

Мероприятие в один клик


Без онлайн-технологий работа любого MICE- или бизнес-трэвел-агентства практически невозможна. Мы поговорили с экспертами о том, что наиболее востребовано клиентами сегодня, как правильно использовать технологию Big Data и какие виды онлайн- продуктов нужны для тех или иных мероприятий.

Предложение приложения

Сейчас среди корпоративных клиентов очень востребованы мобильные приложения. Они удобны, как правило, созданы под то или иное мероприятие или легко «подгоняемы» под нужный формат, позволяют более чем компактно передавать и сохранять очень большой объем информации, да еще и обновлять его в режиме реального времени.

«На практике мобильные приложения способны решать целый комплекс задач и существенно облегчают работу организаторов. Кроме того, использование корпоративного мобильного приложения позволяет избавиться от большого объема печатной документации по мероприятию», – рассказывает генеральный директор RCS Сергей Шаньгин. По его словам, возможности такого рода приложений весьма разнообразны, в них могут войти: программа события с разделением по дням и направлениям; список спикеров и участников; расположение площадок на карте и в помещении; интерактивные планировки; каталог партнеров; информация об организаторах; можно отметить доклад или спикера: кнопка «мне нравится»; они могут помочь составить «свою программу» с уведомлением о начале выбранных событий или написать сообщение спикеру или участнику.

«По своему опыту использования как собственных мобильных приложений, так и приложений, созданных за рубежом, могу однозначно утверждать, что бумажный документооборот, распечатанные программы, презентации, объявления и пр. логистические моменты вскоре должны сойти на нет. Чрезвычайно удобно иметь весь контент по конференции или любому деловому мероприятию всегда под рукой в мобильном устройстве, а не таскать за собой кучу документов. Другой большой плюс, что к материалам и контактам прошедшей конференции всегда можно обратиться через некоторое время, почитать доклады, найти контакты спикеров и любого участника. А если приложение создано под серию конференций одной компании, ценность этого информационного продукта чрезвычайно повышается для эффективности как самих мероприятий, так и работы компании в целом», – отмечает эксперт.

По мнению директора по маркетингу и PR компании FCm Travel Solutions Галины Барыкиной сейчас востребованы корпоративные «личные кабинеты» онлайн, в которых содержится информация, связанная с организацией поездки или мероприятия. Как правило, это трэвел-политика компании, база электронных «профайлов» путешественников, форма заказа услуг, различные онлайн-инструкции, демонстрирующие пользование корпоративными трэвел-продуктами. Например, видеоинструкции по онлайн-бронированию, по заполнению электронных анкет и опросников.

«Все услуги, которые клиенты заказывали раньше через персонального ассистента по электронной почте, сейчас переходят в онлайн. Заказчик хочет контролировать ситуацию: видеть, какие есть варианты перелета, железнодорожного проезда, гостиниц, и делать самостоятельный выбор», – говорит генеральный директор IBC Corporate Travel Анатолий Курюмов. Для этого в компании был создан собственный онлайн-продукт – система бронирования «Ракета». От обычных онлайн-систем бронирования она отличается рядом дополнительных услуг для корпоративных клиентов. Анатолий Курюмов отмечает, что наиболее востребован заказ и оформление виз за рубеж. Все документы клиенты подают онлайн, заполняют анкету в кабинете, либо заказывают заполнение визовым специалистам. «Если компания часто приглашает в Россию иностранных коллег и партнеров, тогда пользуется популярностью услуга по оформлению туристического приглашения. Оно оформляется моментально. Достаточно заполнить короткую анкету, нажать на кнопку «отправить заявку» и отсканированный вариант тут же приходит на адрес электронной почты заказчика».

Популярностью пользуется и заказ конференц-площадок и банкетных помещений, благо в системе собрана их база.

Анатолий Курюмов подчеркнул, что клиенты ждут от онлайн-сервиса возможности формировать и получать различные отчеты о командировках сотрудников, расходах на типы услуг, сводные таблицы об экономии средств, так как все авиабилеты и отели, забронированные в «Ракете», сопровождаются так называемым «ризон кодом», объясняющим по какой причине выбран именно этот тариф или номер. Все заказы также контролируются на предмет их соответствия трэвел-политике. По его словам, возможность согласования и контроля – один из наиболее важных моментов, на который обращают внимание клиенты при переходе на систему «Ракета».

Big Data

Понятие Big Data становится все более популярным и обсуждаемым в последнее время. С помощью этой технологии можно предугадывать потребительское поведение и строить прогнозы на спрос того или иного продукта. Как это работает на практике, применительно к деловому туризму в России, пока можно говорить лишь теоретически, внедрить Big Data в наш трэвел-процесс довольно трудно, но в принципе вполне реально.

«Big Data, или «большие данные», очень перспективны для бизнес-трэвела, но пока еще слабо применимы. Прежде всего, это связано с малой прозрачностью индустрии в целом в нашей стране, что затрудняет сбор и анализ данных», – рассказывает Галина Барыкина.

Анатолий Курюмов считает, что эта технология дает возможность собирать и анализировать крупные массивы информации достаточно быстро, благодаря чему корпоративный клиент сможет подстраивать собственные политики под реалии рынка. Зная, что в данный сезон отель бронируется за неделю до заезда, тарифные ставки гостиниц и авиаперевозчиков значительно снижаются в определенные периоды, клиент может планировать командировки более грамотно, а экономия будет достигать порядка 30%.

Эксперт считает эту технологию перспективной, но пока мало востребованной на нашем рынке, тогда как иностранные клиенты активно ею интересуются.

«Кроме того, на основе этой технологии «Ракета» сегодня предоставляет своим клиентам услугу «Глобальная отчетность», которая как раз и представляет собой аналитический срез по конкретным временным периодам о сегменте бизнес-трэвел в нашей стране», – отмечает он.

На собственном опыте

Вместе с развитием технологии в целом расширяются и предложения для корпоративных клиентов. Так, например, IBC Corporate Travel сейчас работает над идеей и созданием мобильного приложения для «Ракеты», позволяющим управлять личной поездкой корпоративного сотрудника клиента с мобильного телефона: получать все данные по заказу, билеты и брони на экране телефона, вводить различные корректировки данных о поездке, бронировать услуги, получать информацию по регионам командировки, например, о погодных условиях.

«Мы рассматриваем в качестве конечных пользователей мобильного приложения «Ракеты» больше бизнес-путешественников, а не трэвел-менеджеров. Последние так остро не нуждаются в отдельном мобильном софте и при необходимости могут воспользоваться стандартной версией «Ракеты», адаптированной под мобильные устройства», – подчеркивает Анатолий Курюмов.

Компания FCm глобально использует собственный продукт FCm Portal. Портал – это своего рода «личный кабинет», оптимизированный под каждого клиента, который включает в себя корпоративные трэвел-программу и трэвел-политику, онлайн-бронирование, актуальные уведомления (travel alerts), заполнение электронных профайлов, полезные трэвел-ресурсы. Между тем, по словам Галины Барыкиной, имплементация портала в России на данный момент приостановлена в связи с  принятием закона о хранении персональных данных на территории страны.

«Основной онлайн-продукт RCS-Russian Сorporate Services, который мы предлагаем всем нашим корпоративным клиентам – это мобильные приложения для конференц-мероприятий различного уровня, проходящих как в России, так и за рубежом», – рассказывает Сергей Шаньгин.

В партнерстве со специализированным разработчиком, IT компанией из Новосибирска, RCS разработали два вида решения мобильных приложений на базе платформ IOS и Android.

Первый – это бюджетный вариант, когда можно закачать новый мобильный контент в уже существующее в Apple Store приложение RCS. В данном приложении нет ограничений на количество мероприятий и клиентов, тут надо просто внести данные мероприятия по заданному шаблону. Это позволяет значительно ускорить сроки реализации и запуска приложения для клиента, а также существенно снизить расходы на разработку программного обеспечения. Приложение можно скачать бесплатно.

Второй тип приложений – это индивидуальные корпоративные приложения для конференций под конкретного клиента и выпускаются под его брендом, который учитывает особую специфику мероприятий клиента. Он стоит дороже и требует работы дизайнеров и программистов сроком от 3 до 5 недель.