BusinessTravel №2, Март 2010 «На перепутье...»← Вернуться к журналу

Юг России: итоги и надежды


Недавнее падение спроса на услуги в сфере делового туризма затронуло все регионы России. Исключением не стал и чрезвычайно востребованный юг. Сейчас рынок постепенно восстанавливается, привнеся, однако, определенные изменения в работу отелей.

По общему признанию специалистов из отелей юга России, самым тяжелым временем для них стала зима и начало весны прошлого года. «Наиболее остро влияние экономического кризиса на рынок делового туризма ощущалось весной 2009 года», – говорит Михаил Саакян, специалист по маркетингу «AMAKS конгресс-отеля» (Ростов-на-Дону). По его словам, резко сократилось не только количество проводимых бизнес-мероприятий, но и вообще число деловых туристов, посещающих столицу юга России. С ним согласен и член совета директоров конгресс-отеля Don-Plaza (Ростов-на-Дону) Андрей Демишин: «В начале 2009 года клиенты заняли выжидательную позицию. Количество мероприятий снизилось по сравнению с аналогичным периодом до кризиса».
По словам Михаила Саакяна, практически все предприятия, особенно представляющие сферу образования и науки, медицины, банковское дело, предприятия, занимающиеся лизингом, вообще не проводили бизнес-мероприятий (стало больше дистанционных интернет-конференций) и либо отменили, либо сократили сроки командировок своих сотрудников. Исключением стали крупные сетевые ритейлоры, развивающие бизнес на юге России, государственные структуры и предприятия IT-сферы.
В то же время значительно снизилось число участников и посетителей выставочных мероприятий. Осенью 2009 года многие компании сместили сроки проведения бизнес-мероприятий на выходные дни, что связано с гораздо более бюджетными ценами отелей на проживание и аренду конференц-залов. Туроператоры, специализирующиеся на организации бизнес-мероприятий для своих заказчиков, стали активнее требовать более льготные финансовые условия от отелей.
PR-менеджер отеля Radisson Lazurnaya (Сочи) Екатерина Полиенко обращает внимание и на такое последствие кризиса, как увеличение числа прямых продаж: «И корпоративные, и индивидуальные клиенты сегодня предпочитают обращаться непосредственно в службу бронирования отеля. При этом наблюдается повышение интереса к специальным предложениям, акциям и скидкам; предъявляются более высокие требования к качеству предоставляемых услуг». По ее мнению, в этот непростой период важно проявлять лояльность по отношению к гостю и креативность при создании специальных предложений. Важно комбинировать выгодные расценки с привлекательным пакетом, стараясь охватить при этом все сегменты целевой аудитории.
Например, в отеле Radisson Lazurnaya существует программа для организаторов конференций, которой предусмотрены такие спецпредложения, как «Конференц-зал в подарок!» и «Поздний выезд». Кроме того, при бронировании номера более чем за 30 дней до даты заезда гость получает 10-процентную скидку на проживание во всех категориях номеров (кроме вилл). Для постоянных гостей предусмотрены дисконтные карты. При проведении на территории Radisson Lazurnaya банкетов, торжеств и праздничных вечеров плата за аренду банкетного зала с клиентов не взимается.
В отеле Don-Plaza также постарались минимизировать потери. «Мы существенно расширили ассортиментный пакет и установили гибкое ценообразование. Стоимость мероприятий варьируется по дням недели и даже времени суток, а также в зависимости от комплекса желаемых конгресс-услуг. Нередко мы собираем аудиторию для заказчика. То есть выступаем и как площадка, и как соорганизатор, принимая на себя часть рисков, – рассказывает Андрей Демишин. – Гибкий подход к ценообразованию позволил привлечь новые компании, переманив некоторые от конкурентов, и закрепить хорошие отношения с уже имеющимися партнерами. В итоге в четвертом квартале 2009 года по конгрессным мероприятиям мы вышли на рост порядка 30%. За прошедший год в Don-Plaza состоялось более 700 мероприятий с общим количеством участников около 100 тысяч человек».
Начальник рекламной группы ОАО «ГК «Жемчужина» (Сочи) Елена Макарова отметила, что, несмотря на снижение доли делового туризма в общем объеме загрузки отеля примерно на 5%, в общей структуре постояльцев отеля доля бизнес-туристов осталась по-прежнему высока, свыше 30%. По ее мнению, основной тенденцией прошедшего сезона стало четкое планирование мероприятия под строго выделенный бюджет: если раньше наблюдалось свободное формирование пакета услуг в зависимости от возможностей отеля, то теперь уже конгрессная служба разрабатывает возможный пакет услуг под конкретный, часто «жесткий» бюджет корпоративного клиента. «Необходимо отметить такую отличительную особенность: финансовый кризис привел к сокращению затрат корпоративных клиентов на отдых. В связи с этим урезается продолжительность срока проведения мероприятия или пакет услуг. Например, из двух экскурсий оставляют одну, а вместо ранее проводимых фуршета и банкета – только банкет», – добавила Елена Макарова.
Несмотря не все это, эксперты уверены в том, что юг России всегда будет востребован как площадка для организации бизнес-мероприятий и спрос на них вскоре вернется на докризисный уровень. «Южный федеральный округ и Ростов как его столица всегда будут привлекательны для бизнес-туристов, политиков и потенциальных инвесторов. Здесь есть все условия для развития бизнеса и, несмотря на нестабильную экономическую обстановку, деловой туризм останется одним из приоритетных направлений. Сильные игроки укрепят свои позиции. В ближайшем будущем спрос на услуги высокого качества стабилизируется и начнет расти», – уверен Андрей Демишин.
По мнению Михаила Саакяна из «AMAKS Конгресс-отеля», 2010 год покажет явное улучшение по сравнению с 2009-м. Об этом можно судить уже по январским показателям, хотя январь и самый «мертвый» месяц для бизнеса. «В Ростове запланировано появление одного 5-звездного отеля в 2010 году, развития сегмента трех звезд пока не предвидится, поэтому в своем сегменте в этом году мы не ждем сильного обострения конкуренции, а то, что спрос на деловые мероприятия со стабилизацией экономической ситуации будет постепенно увеличиваться, не вызывает сомнений. Поэтому, я полагаю, оптимистические прогнозы развития рынка делового туризма в Ростове-на-Дону в 2010 году должны оправдаться», – считает эксперт.
В ГК «Жемчужина» по объемам продаж по линии делового туризма рассчитывают удержаться на уровне прошлых лет, и даже наверстать упущенное за два прошедших сезона. Так, важным направлением политики продаж в 2010 году является повышение загрузки отеля за счет бюджетных клиентов «делового туризма» в так называемый «несезонный» период, до мая месяца. Уже есть оптимистичные результаты в этом направлении: только что закончившийся Международный фестиваль команд КВН «КиВиН – 2010» и новое мероприятие, проводимое в феврале месяце, – «Зимняя школа – 2010» для одаренных студентов и преподавателей при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина.
В целом ожидается, что и в наступившем году роль делового туризма на юге России будет расти. Количество международных деловых поездок в разы возрастет, что повлечет за собой увеличение турпотока, создание новых рабочих мест, существенное увеличение спектра предлагаемых услуг, стабилизацию притока гостей и все большее развитие перспективных регионов.

Анна ЮРЬЕВА

Наиболее крупные мероприятия, проведенные в отелях юга России в 2009 г.
Название отеля Название мероприятия
Radisson Lazurnaya (Сочи) «Стратегическое партнерство – 1520»;
ОАО «Оргэнергогаз»;
НО «Ассоциация региональных банков России»; Международный инвестиционный форум «Сочи-2009»
Гостиничный комплекс «Жемчужина» (Сочи) Фестиваль команд КВН «КиВиН – 2009»;
Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр- 2009»;
Международный экономический Форум «Сочи 2009»;
Всероссийский съезд фармацевтов
AMAKS Конгресс-отель (Ростов-на-Дону) Крупнейшая на юге России конференция компании Microsoft;
Полномасштабное совещание руководителей милиции общественной безопасности;
Ежегодное совещание Роспотребнадзора;
конференция компании X5 Retail Group, приуроченная к открытию гипермаркета «Карусель» в Ростове-на-Дону
Конгресс-отель Don-plaza (Ростов-на-Дону) Межрегиональный экономический форум крупнейших компаний юга России;
5-ая международная конференция объединения n-ost «Россия 3.0. От блогократии к демократии?»;
визит президента Армении;
Премия области печатных СМИ «Искра Юга»;
2-й ежегодный форум «Юридический бизнес на юге России»
«Надежда. SPA & Морской рай» (Геленджик) Расширенное заседание Совета исполнительных директоров Федерального фонда ОМС;
V Международный транспортный форум «ЮгТранс-2009»;
Конференция «Современные технологии капитального ремонта скважин и повышения нефтеотдачи пластов»;
Отчетно-выборное собрание представителей нотариальных палат субъектов РФ;
Международная конференция «Гостиничный и курортный бизнес в странах Черноморского экономического сотрудничества: сегодня и завтра»

Мнение эксперта
Григорий ОЛЬШАНСКИЙ, директор курортного комплекса «Надежда. SPA&Морской рай»
Сочетание живописной природы, динамичное развитие инфраструктуры и сервис мирового уровня делают юг России  привлекательным как для туристов, так и для бизнесменов. Несомненно, лидером в сфере конгресс-туризма является Сочи. Огромный выбор мест размещения и проведения различных массовых мероприятий, насыщенная экскурсионная программа, возможность совместить важную работу с приятным отдыхом. Для тех, кто приехал с деловой целью, – целый комплекс услуг по организации и проведению корпоративных мероприятий: конгрессов, симпозиумов, конференций, деловых встреч и переговоров, выставок, инсентив-туров. Настоящим прорывом в развитии бизнес-туризма на юге России можно считать открытие на территории курортного комплекса «Надежда.SPA&Морской рай» в 2008 году первого в крае многофункционального конгресс-холла на 1000 мест.
Южный федеральный округ существенно пострадал от всемирного кризиса в части делового туризма. Практически наполовину снизилось число заказываемых конгресс- и инсентив-мероприятий по сравнению с 2008 годом. Бюджеты MICE-мероприятий тоже значительно сократились. Если раньше ни одно мероприятие не обходилось без банкета, развлекательной программы, экскурсий, то сегодня развлечения в программу включают немногие, ссылаясь на отсутствие финансовых возможностей. Участились заказы недорогих кофе-брейков, комплексного питания.
Однако можно отметить, что в последнее время увеличился спрос на масштабные корпоративные мероприятия. По оперативным оценкам, за 2008 год в РФ было введено в эксплуатацию около 600 гостиниц и других объектов размещения туристов общей емкостью 44 тысячи койко-мест. В 2009 году Ростуризм ожидает продолжения роста этих показателей, причем, главным образом за счет Сочи и других городов Южного федерального округа.