BusinessTravel №1, Февраль 2017 «Мастерство масштабных мероприятий»← Вернуться к журналу

Сибирь делает ставку на инфраструктуру


Несмотря на достаточно сложную ситуацию на рынке делового туризма, в Сибирском федеральном округе (СФО) активно продолжается работа по введению в строй новых площадок, способных принимать бизнес-гостей. Причем в некоторых регионах предложение начинает превышать спрос и фактически речь идет о работе на перспективу.

Хотя рынок продолжает характеризоваться как в целом низкими объемами делового туризма, так и кардинально разнящейся по регионам картиной состояния сферы MICE, серьезные инвестиции в инфраструктуру показывают: интерес к ней растет. Все большее число игроков понимает перспективность направления, и в первую очередь речь идет о центрах регионов, входящих в СФО.

«Считаю деловой туризм весьма перспективным направлением, которое надо всячески развивать, – говорит генеральный директор компании «Олимпия-Райзен-Сибирь» (Новосибирск) Виктор Данн. – По большому счету этому ничто не мешает, но до сих пор в этой сфере у нас нет внятной стратегии, а кооперация сторон, участвующих в процессе приема бизнес-туристов, нередко сводится к нулю. Однако желание заниматься деловым туризмом в Сибири есть».

Его мнение можно подтвердить, к примеру, статистикой международной сети AZIMUT Hotels, располагащей сразу несколькими отелями в Сибири. По ее данным, за 4 месяца 2016 года количество гостей в сегменте MICE увеличилось на 9%, а около 54% всех постояльцев относится именно к этой категории. Как считает генеральный директор AZIMUT Hotels Вальтер Нойманн, за счет увеличения деловой активности российских компаний и переноса корпоративных мероприятий в Россию направление (в том числе и в Сибири) ждет рост показателей. И новые инфраструктурные объекты лишними не будут.

Площадок хватает

В последнее время инфраструктура, годная для использования в качестве площадок для деловых событий, в СФО быстро растет. Причем современные площади, готовые принимать приезжающих по делу гостей, появляются не только в крупных городах-миллионниках, но и в гораздо меньших.

Столица СФО, Новосибирск, к примеру, в настоящее время обладает инфраструктурой, мощности которой уже превосходят имеющийся бизнес-поток. «На мой взгляд, как Новосибирск, так и Сибирь в целом вполне способны принимать и большее количество деловых гостей, – уверен Виктор Данн. – Никаких проблем с инфраструктурой, включая размещение, транспорт и площадки для проведения даже крупных мероприятий, организаторы не испытывают».

Не согласиться сложно: в столице СФО при годовом турпотоке около 100 тыс. туристов, львиная доля которых приходится на бизнес-гостей,  хватает и отелей, и площадок для деловых мероприятий. Как отмечает начальник управления маркетинга, внешнеэкономической деятельности и туризма Минэкономразвития Новосибирской области Анастасия Ивашина, привлекательность региона как туристического центра во многом определяет деловой туризм. «Только в «Новосибирск Экспоцентре» проходит свыше 150 мероприятий в год, подавляющая часть которых представляет собой бизнес-конференции и прочие деловые события», – констатирует она. И это неспроста: достаточно современный выставочный комплекс «Новосибирск Экспоцентр» способен удовлетворить большую часть запросов бизнеса, так как располагает не только выставочными площадями, но и сразу семью конференц-залами максимальной вместимостью до 460 человек.

Вполне годится для организации мероприятий и отельная инфраструктура Новосибирска. Причем к уже имеющимся объектам, таким как отели Doubletree by Hilton Novosibirsk (семь конференц-залов  вместимостью до 200 человек), Novosibirsk Marriott Hotel (семь залов с максимумом до 450 человек), «Азимут отель Сибирь» (9 площадок вместимостью до 250 человек)  добавились и новые, усилившие и без того серьезную конкуренцию за клиента.

Можно назвать по крайней мере два крупных объекта. Первым из них в 2016 году начала работу гостиница Domina Novosibirsk, входящая в соответствующую итальянскую сеть. 11-этажный отель уровня 4* (объем инвестиций около 1,5 млрд рублей), ставший вторым для нее в РФ, Domina построила недалеко от вокзала: он ориентирован как раз на деловых гостей. Инфраструктура соответствующая: кроме 218 номеров разных категорий (от стандартных до люкса) и полного набора услуг (включая фитнес-центр), в отеле находятся четыре конференц-зала, вместимость каждого из которых составляет 60 человек. По словам генерального менеджера представительства холдинга в России Кристины Кузнецовой, в 2017 году в Domina Novosibirsk будет достигнута загрузка, сопоставимая со средним показателем в аналогичных отелях Новосибирска (свыше 50%).

Совсем недавно начал работу и новый MIROTEL, который классифицирован на уровень 4* (всего в Новосибирске таких гостиниц пять) и успешно принимает гостей. Как подчеркнула эксперт Ольга Звягина, гостиница приятно удивила качеством услуг и по ряду позиций соответствует уровню пятизвездочного отеля. Включая и деловую инфраструктуру: в отеле круглосуточно работает бизнес-центр, есть конференц-залы и комната переговоров. При этом один из залов для конференций (110 кв. м) рассчитан на аудиторию до 80 человек, а второй (35 кв. м) – на 30 персон (могут использоваться как раздельно, так и вместе). А поскольку в MIROTELесть также ряд объектов для отдыха (клуб «Париж», караоке-бар «Гранд-Опера» и т. д.), скучать бизнесменам не придется.   

Аналогичные процессы идут и в других центрах регионов Сибири. В Тюмени, например, весной 2016 года на базе одного из реконструированных отелей открылся Double tree By Hilton Tyumen: потратив около 1 млрд рублей, инвестор за три года превратил гостиницу в объект другого уровня. По оценкам гостей, сервис, дизайн и техническое оснащение интерьеров отеля соответствуют самым высоким требованиям международной сети Hilton. А кроме 195 отличных номеров здесь есть и хорошая деловая инфраструктура. В нее входит, к примеру, целая вереница трансформируемых конференц-залов, оснащенных передовой электроникой. В их числе – и самый большой зал для проведения конференций и банкетов Dimond площадью в 250 кв. м.

В Иркутске тоже появилась новинка – отель «Байкал – Северное море»: он начал работу в июле 2016 года. По словам менеджера службы продаж Надежды Юрышевой, кроме 120 комфортабельных номеров (из них 13 люксов), здесь есть и конференц-зал (130 кв. м) вместимостью до 100 человек. «Наши сотрудники рады помочь в организации любого делового мероприятия», – констатирует она, подтверждая, что под бизнес-цели может быть арендован и банкетный зал на 50 персон. А в скором времени гости смогут воспользоваться и услугами современного спа-комплекса.

Есть приятные для сферы MICE новинки и в других сибирских регионах. Так, в Кемерово их тоже две. Новый отель Olymp Plaza (4*, 66 номеров, разделенных на четыре категории), в частности, предлагает и возможность проведения конференций (в том числе видео). А первый в Кемерово пятизвездочный отель Tom River Plaza (инвестиции в проект – около 500 млн рублей), разместившийся в реконструированном здании гостиницы «Томь», располагает 112 номерами (включая пять люксов, шесть студий и один «президентский люкс»), а также спортзалом, спа-центром с бассейном, рестораном и тремя конференц-залами. Самый большой из них, площадью в 105 кв. м, может обеспечить размещение до 120 человек.  

Появилась и новая достойная гостиница в Хакасии: в Абакане открыт бизнес-отель «Азия» (116 номеров различной категории, включая 74-метровый «Президентский люкс» по цене в 15 тыс. рублей в сутки). Помимо прочих деловых «удобств», здесь есть и хорошая конференц-зона. В ее состав входят большой конференц-зал (105 кв. м, до 150 человек), переговорная комната (38 кв. м, до 20 человек) и VIP-зал (30 кв. м, до 15 человек).

И это  только некоторые из новинок сферы MICE, уже реализованные в Сибири. Самое главное – продолжение следует.

На новенького

В ближайшие несколько лет в Сибири планируется ввести в эксплуатацию еще до десятка крупных объектов, способных принимать деловых туристов. Причем многие из них станут управляться международными сетями, что, безусловно, повысит как качество услуг, так и доверие со стороны гостей.

Каковы планы? В Тюмени в ближайшие три года будет реализовано как минииум три больших проекта. В их числе сетевые отели Hilton, Accor и Domina. В частности, Domina намерена возвести отель уровня 3* емкостью в 190 номеров. По словам начальника отдела инвестиционной политики областного Департамента инвестполитики и поддержки предпринимательства Игоря Борисова, проект включает в себя не только гостиницу, но и апарт-отель, фитнес-центр, спа-зону и два конференц-зала, а объем инвестиций составит 2 млрд рублей.

Инвестор проекта Hampton by Hilton (емкость отеля – 136 номеров), тюменская компания «Сибстройсервис», планирует завершить его реализацию к 2019 году. К этому же времени намерена успеть и «АРСИБ Холдинг Групп», приступающая к строительству в Тюмени гостиницы Ibis на 150 номеров (объем инвестиций – 1,8 млрд рублей).

Отель этого же бренда уже в 2017-м должен появиться и в Иркутске. По словам генерального директора группы Accor по России и СНГ Алексиса Делароффа, самый восточный в России Ibis (в Сибири они пока есть только в Омске и Красноярске) будет иметь емкость в 125 номеров и сможет предоставить сервис как обычным, так и деловым туристам. «Иркутск – крупный город с развитыми туризмом и промышленностью, поэтому мы его и выбрали», – замечает он. Не исключено, что в 2017-м в Иркутске появится и свой Hilton. Во всяком случае председатель местного Комитета экономики Руслан Ким подчеркнул, что на 2017-й планируется открытие в городе двух сетевых отелей (Ibis и Hilton), что значительно повысит шансы Иркутска при выборе туристами.

Есть сходные планы и в других регионах. Например, в Томске начальник областного департамента инвестиций Александр Федченко подчеркивает, что существуют компании, которые рассматривают Томск и Барнаул в качестве городов, где можно реализовать строительство гостиниц международного уровня: с одним из инвесторов идет работа над поиском площадок под строительство. Возможно, речь идет о Domina, которая ранее уже анонсировала намерение открыть сетевой отель в Томске.

В Кызыле (Республика Тыва) продолжают строительство отеля уровня 4*, которое началось еще в конце 2013 года. Потребность в таком отеле в столице Тывы остра: пока здесь находятся всего восемь гостиниц (из них лишь две – уровня 3*), и поэтому появление объекта другого уровня качества (новый 9-этажный отель рассчитан более чем на 130 номеров, включая два «президентских») с деловой зоной может коренным образом изменить ситуацию.

Вместе с тем с учетом реалий инвесторы и управленцы вносят коррективы. Так, Hilton Worldwide взяла тайм-аут в деле строительства гостиничного комплекса на 1,5 тыс. номеров на курорте «Белокуриха-2», а компания «Ривер Парк» «заморозила» возведение нового конгресс-центра в Новосибирске. Выход в Новосибирск в 2016 году не осуществил и оператор Wyndham Worldwide с брендом Ramada.

Почему это происходит? Причин несколько, но все определяет рынок, который только сейчас  начинает расти. Впрочем, есть в деле развития сибирского MICE и другие «тормоза».

Разнонаправленные усилия

«Когда нет взаимодействия между бизнесом и властью на уровне региона и округа, а каждый сам по себе – даже титанические усилия не приводят к результатам, которые могли бы быть при общем скоординированном стремлении к одной цели», – констатирует Виктор Данн.  

В условиях, когда поток бизнес-туристов «обмелел», а количество желающих поделить этот «пирог» продолжает расти, ситуация становится особенно сложной. По оценке генерального директора ОАО «Ривер Парк» (Новосибирск) Олега Торопкина, к примеру,  вывод на рынок гостиниц Park Inn и Domina привел к тому, что в гостиничной отрасли города появился избыток предложения. «Бизнес-отели в городах, где гости работают, а не отдыхают (к примеру, в Новосибирске или Красноярске) показывают отрицательную динамику», – замечает он.

В свою очередь генеральный директор иркутской фирмы Greenexpress Вадим Копылов полагает, что с точки зрения клиента появление новых площадок хорошо – это позволяет ему получать более выгодные цены. «Однако для самих площадок это означает усиление конкуренции, что особенно заметно влияет на рынок за рамками высокого сезона», – уверен он. И появление каждого нового игрока конкуренцию только ужесточает. Впрочем, новички трудностей не боятся. «Конкуренции не опасаемся, – заверяет генеральный менеджер представительства Domina в России Кристина Кузнецова. – Ведь она заставляет держать высокую планку и формирует качественный сервис».

В этой связи эсперты уверены: сейчас на рынке делового туризма Сибири может выиграть только тот, кто способен за доступную стоимость предложить услуги более высокого качества. В целом, по их мнению, конкуренция идет направлению на пользу, поскольку способствует его развитию и повышению качества «товара» на фоне снижения стоимости услуг. «Ведь в конечном итоге выигрывает потребитель», – считают они.