BusinessTravel №6, Июнь 2017 «Максим КРЯЖЕВ. Невозможного нет»← Вернуться к журналу

Урок географии


Рынок деловой авиации – это зеркало экономического состояния страны. Фактически частная авиация дублирует взлеты и падения, которые неизбежно сопровождают экономику. От финансового здоровья зависит и объем парка частных самолетов, а также интенсивность и даже география их полетов. Поэтому если наложить статистику рейсов деловой авиации на карту мира, то можно получить любопытное представление о том, куда любят летать VIP-путешественники, представители бизнеса и даже политические элиты.

Путешествие – это жизнь

Аренда частного самолета – самый популярный и «массовый» формат деловой авиации в России. По разным оценкам, в год чартерными рейсами пользуются несколько тысяч соотечественников, вылетающих преимущественно из Москвы. Именно эту точку следует взять за отправную, говоря о статистике полетов «российской» бизнес-авиации. И хотя официальной информации о количестве рейсов и пассажиров бизнес-джетов, вылетающих из и в Москву нет, по экспертной оценке группы компаний Aim of Emperor, на московский регион приходится около 70% всей российской деловой авиации.

География полетов пользователей деловой авиации такая же обширная, как карта мира, и зависит от тех целей и задач, которые стоят перед пассажирами. Это может быть и долгожданный отпуск, и вопросы бизнеса, и участие в крупных мероприятиях. Кроме того, выбор в пользу того или иного города может носить сезонный характер.

Без сомнения, самые красочные направления, отражающие представления о dolce vita, приходятся на долю путешественников и отпускников. По оценке компании LL Jets, чартерного подразделения группы компаний Aim of Emperor, самыми популярными направлениями в 2016 году стали Ницца и Канны – на них пришлось 10% от всех рейсов «российской» бизнес-авиации. О том, что Ницца – самый курортный город бизнес-авиации, говорят и в российской брокерской компании Holiday Jet. Представители компании рассказывают, что это направление выбилось в лидеры еще в 1990-х годах, когда бизнес-перевозки только формировались в России. Это объясняется в том числе элитарностью «русской» Ниццы в историческом контексте – дворяне, писатели, политики, знатные особы полюбили этот курорт еще во времена царской России. В Holiday Jet отмечают еще один интересный факт: согласно исследованию компании об азиатских рынках бизнес-авиации, Ницца (а за ней и Париж) занимают 3-е и 4-е место по интенсивности полетов среди китайских бизнес-джетов (рейтинг составлен по международным направлениям и не учитывает внутренний трафик). Брокер видит объяснение в том, что под влиянием русских Ницца стала синонимом аристократического города-клуба в достаточно широком масштабе.

Если Ницца стоит особняком и считается популярным курортом вне зависимости от времени года, то другие европейские города находятся в определенной зависимости от сезонов. Так, зимой 2016–2017 годов топовыми маршрутами бизнес-авиации стали горнолыжные курорты – французский «перекресток альпийских дорог» Шамбери и швейцарский Самедан, где расположены старейшие в мире горнолыжные трассы – Санкт-Мориц. Как правило, пассажиропоток по этим направлениям возрастает в конце декабря вместе с наступлением новогодних праздников. В Holiday Jet добавляют, что путешественникам, летящим впервые на эти курорты, следует заблаговременно арендовать чартерный бизнес-джет, так как число слотов – разрешений на взлет-посадку – ограниченно в этих горных аэропортах. Сами же курорты, в том числе престижный Куршевель, давно стали клубными тусовочными местами, в которые прилетают не столько обкатать трассы, сколько встретиться со светским и бизнес-сообществом.

Зимой и ранней весной топовыми направлениями считаются как европейские, так и островные государства. По статистике компании LL Jets, с января по март 2017 года пассажиры бизнес-авиации чаще других выбирали Женеву, Ниццу, Инсбрук и Шамбери. Традиционно зимой пользуются спросом и дальние направления – это Мальдивы и Сейшелы.

Если говорить о том, куда модно будет летать будущим летом на отдых, то эксперты рисуют достаточно насыщенную картину. Светская, культурная, модная жизнь будет кипеть как всегда во Франции – Ницце и Каннах. Для перелетов между этими городами, как правило, арендуют реактивные вертолеты. Шумные тусовки не обойдут стороной родину Возрождения – Италию. Колыбель эпохи Ренессанса – Флоренция, «падающая» Пиза, модный Милан, жгучий Неаполь и вечный Рим традиционно привлекают путешествующих чартерными бизнес-джетами. На планете пива – Германии – востребованными обычно являются Мюнхен, Нюрнберг и Берлин. Соотечественники также любят летать в Черногорию и Испанию. Правда, эти страны относятся скорее не к модным и тусовочным местам, а к территориям, где приобретается недвижимость. Такие прогнозы озвучивает брокер Holiday Jet. В компании LL Jets фиксируют еще несколько любимых летних городов – это Олбия, расположенная на Сардинии, и Женева. В прошлом сезоне чрезвычайно популярны были греческие острова, не исключено, что этот тренд закрепится и в будущем сезоне. 

Отдельным направлением бизнес-авиации стоят спортивные мероприятия, которые зависят от расписания организаторов. Рост спроса на чартерные перевозки в этом случае возникает по двум причинам. Первая – это трансфер спортивных команд в города проведения чемпионатов на групповых чартерах. Для подобных корпоративных перевозок, как правило, фрахтуются не бизнес-джеты, а переоборудованные в VIP-конфигурации магистральные самолеты. Вторая причина – это посещение крупных спортивных событий VIP-персонами, арендующими чартерные самолеты. Ближайшее спортивное мероприятие, неизменно вызывающее бум на частную авиацию, пройдет в конце апреля в Сочи. Специалисты Holiday Jet обращают внимание на то, что поклонникам спортивных болидов стоит уже сейчас фрахтовать частный самолет для того, чтобы посмотреть новый этап «Формулы-1». В конце апреля интенсивность рейсов бизнес-джетов в Сочи увеличивается, и существуют риски нехватки слотов (или их неудобного времени), а также ограничено число мест стоянки. Следующий слет бизнес-джетов ожидается в июле в Баку на IV Исламских играх солидарности.

Бизнес-план

Было бы ошибочно полагать, что деловая авиация используется исключительно в развлекательных целях. Напротив, этот вид транспорта возник именно благодаря потребности предпринимателей и бизнесменов. Десятилетия спустя большинство рейсов бизнес-джетов по-прежнему подчинены бизнесу и направлены на решение деловых задач. Российская индустрия деловой авиации не исключение.  

По расчетам группы компаний Aim of Emperor, доля внутренних российских рейсов (в зависимости от сезона, проведения крупных экономических или спортивных мероприятий) колеблется в диапазоне 25–30% от всего трафика, совершаемого в интересах российских пассажиров бизнес-авиации. Сочи, Казань, Краснодар, Минеральные Воды, Саранск, Екатеринбург – в России более 40 городов, в которые периодически прилетают бизнес-джеты. По оценке специалистов Aim of Emperor, в интересах реального российского бизнеса – промышленного, аграрного, сырьевого, девелоперского, банковского – по стране летает около 80% от локального трафика бизнес-авиации.  Особенно ярко этот тренд стал прослеживаться за последние два года, когда ситуация в экономике изменилась.

Кстати, благодаря политике импортозамещения и импульсу к дополнительному развитию отдельных секторов экономики, на российской карте бизнес-авиации ярко проступили новые города. Так, спросом стали пользоваться Белгород, где сосредоточена мясная промышленность, Нижнекамск (автомобильное производство), Краснодар (зерновые культуры). 

Политическая карта мира

Громкие политические события также накладывают отпечаток на карту полетов бизнес-авиации.  Насыщенная политическая жизнь России, Европы и Украины в последние годы дает для этого поводы.   

 Наиболее запоминающимся примером тесной связи политики и деловой авиации стали события декабря 2014 – 2015 годов. Тогда вслед за пикированием российской экономики наблюдался определенный спад и на рынке бизнес-авиации. По данным немецкого аналитического агентства WINGX Advance, в первое полугодие 2015 года снижение рейсов между Москвой и Европой составило 23%.

Впрочем, не стоит полагать, что российский рынок переживал тогда не лучшие времена в одиночку. Спад летной активности происходил почти повсеместно в Европе, что являлось следствием затяжного кризиса, тянущегося с 2009 года.

Между тем на Украине обвал рынка составил около 40%. Примечательно, что последний и скачкообразный рост украинского трафика — на целых 20% — был зафиксирован в феврале 2014 года, когда на Украине шла смена власти.

А вот позитивные новости о росте европейского трафика бизнес-авиации в 2015 году приходили из Греции и Испании. Две самые проблемные страны Еврозоны, с колоссальными внешними долгами, показывали уверенные темпы роста бизнес-авиации. Лидером тогда выступала Греция, в которой интенсивность трафика бизнес-джетов только в июле 2015 года возросла на 10%