BusinessTravel №4, Май 2010 «Увидеть своими глазами. Событийный туризм.»← Вернуться к журналу

«Тучные» годы не вернутся


Последствия кризиса для делового туризма в Поволжье были предсказуемы: отмена корпоративов, сокращение расходов на деловые мероприятия и общий отток клиентов. Которые, впрочем, вскоре вернулись. Но с более высокими требованиями.
Больше работать, меньше веселиться
В конце 2008 г. в индустрии делового туризма Поволжья обозначилось снижение спроса. «Гости начали подыскивать себе более дешевые варианты размещения, сократилось число заказов, мероприятия либо переносились на дальний срок, либо аннулировались вообще», – рассказывает заместитель генерального директора по маркетингу и продажам гостиницы «Сулейман Палас» Наталья Кириллина
В 2009 г. закрылось множество инвестпроектов и наблюдался общий спад деловой активности. «Холидей Инн Самара» – бизнес-отель, в основном ориентированный на деловых туристов. Поэтому экономический спад, выраженный в Самарском регионе закрытием инвестиционных проектов, напрямую сказался на загрузке отеля. Падение спроса примерно на 20% соответствует показателям в целом по индустрии», – комментирует ситуацию Елена Заплетина, директор по продажам и маркетингу отеля «Холидей Инн Самара».
При этом спрос на корпоративные услуги также менялся по-разному. Менеджеры гостиниц отмечают, что многие компании отказались от предновогодних корпоративных мероприятий и праздников, почти все сократили в своих бюджетах дополнительную анимацию. Деловые мероприятия пострадали меньше. «Спрос на деловые встречи не упал, а даже наоборот. Например, у нас в феврале и марте была очень большая загрузка, хотя эти месяцы всегда считаются провальными», – рассказала Оксана Сударева, менеджер по развитию туристической компании «Аллюр» (управляющая компания ЗЦ «Дзержинец» и усадьбы «Вишневый сад»). Однако и этот сегмент претерпел изменения. Организации старались обходиться минимальным набором услуг. «Очень упал спрос на тимбилдинг и командообразующие мероприятия», – отмечает Оксана Сударева.
«Заказчики мероприятий старались экономить на многом, – соглашается Наталья Кириллина из гостиницы «Сулейман Палас». – Многие приносили с собой дополнительное оборудование, сокращали ассортимент питания либо не заказывали его».
Обратную тенденцию отметила Светлана Саблина, управляющий директор гостинично-развлекательного комплекса «Амакс Сафар Отель»: «В кризис особенной популярны стали конференц-пакеты по принципу «все включено»: аренда помещения, оборудование, кофе-брейки и проч. Раньше организаторы приносили с собой проекторы, иногда даже кулеры и кофе, а сейчас поняли, что пакет услуг обходится им не так дорого с учетом корпоративной скидки».
«Потребители всех гостиничных услуг стали очень чувствительны к цене», – подчеркивает Елена Заплетина из «Холидей Инн Самара». Большинство заявок на размещение приходят с указанием трэвел-бюджета. «Этот тренд к сокращению издержек наших туристов негативно сказался на средней цене за номер, которую отелю в 2009 г. удалось удержать на уровне 2008 г. Тем не менее, упавшие доходы по позиции «Проживание» полностью компенсируются доходами от мероприятий, причем и деловых, и частных. Лидирующими секторами среди заказчиков отеля являются медицинские и фармацевтические, нефтегазовые, телекоммуникационные компании», – отмечает Елена Заплетина.
Удержать старых или найти новых?
Самым верным способом удержать старых клиентов по-прежнему остаются скидки. В гостинице «Сулейман Палас» разработаны различные конференц-пакеты, предполагающие дополнительные скидки на мероприятие, размещение и питание участников конференции. «Лучший способ мотивации клиента - скидка на его следующий визит. Это касается и размещения, и проведения мероприятия, – считает Наталья Кириллина. – Также нами были разработаны спецпредложения на выходные дни, позволяющие приобрести недорогой пакет услуг».
Напротив, отель «Холидей Инн Самара» пошел по пути завоевания новых ниш на рынке. Были введены специальные тарифы для целевых групп туристов: артистов, приезжающих на гастроли в Самару и спортивных команд, которые ранее размещались в отелях категории три звезды. Эти усилия, по словам Елены Замятиной, дали ожидаемые результаты: данные сегменты вошли в десятку, принесших наибольшую прибыль в первом квартале 2010 г.
Нижегородская гостиница «Дзержинец» запустила большую акцию «Апрельский переполох», в рамках которой на базе проводятся специальные тематические недели. Туристы платят только за проживание и питание, все дополнительные услуги предоставляются бесплатно. Для корпоративных клиентов это, в первую очередь, все бизнес-услуги.
Одним из традиционных способов мотивации клиентов остаются бонусные ночи (к примеру, в отеле «Холидей Инн Самара» действует предложение «Три ночи по цене двух»), а также бесплатное предоставление номера организатору мероприятия.
Помимо различных «скидочных» программ менеджеры гостиниц создают новые турпродукты. «Необходимо создавать причины, по которым сюда хочется ехать», – считает управляющий директор гостинично-развлекательного комплекса «Амакс Сафар Отель» Светлана Саблина. По ее словам, сейчас деловой туризм в Казани существует за счет активности отдельных секторов бизнеса и корпораций. На качественно новый уровень он выйдет, если появится достойное предложение непосредственно в туристическом сегменте. Поэтому отель разрабатывает собственные туры, которые включает в состав корпоративного пакета.
Нечто похожее практикует и «Холидей Инн Самара». В преддверии летнего сезона, который традиционно считается низким для делового отеля, здесь намечено запустить новый совместный продукт с операторами речных круизов, который будет совмещать пакеты отеля и поездку на теплоходе. «Месторасположение в шаговой близости от Волги и речного вокзала, а также сильные агентские сети во всех регионах ПФО лидирующих операторов, с которыми заключены контракты, дают нам все шансы на успех», – считает Елена Заплетина. Помимо этого, не забывают и о наиболее известных туристических брендах: «Жигулевское пиво», «Бункер Сталина», «Ракета «Союз». В сезон инсентив-туров в Самаре (май – сентябрь) работают программы, связанные с Жигулевским заповедником и Волгой (джип- и квест-туры). А новинка этого сезона – мастер классы от шеф-повара отеля в качестве бонуса при заказе инсентив-программы.
Кризис прошел
Так говорят менеджеры волжских отелей. Но оговариваются, что строгость в бюджетировании мероприятий сохраняется. «Тучные» годы не вернутся.
«С началом весны мы ощутили повышение спроса на конференц-услуги. Возможно, это связано с «окончанием» кризиса, – говорит Наталья Кириллина из отеля «Сулейман Палас». – Ситуация в компаниях стабилизировалась или идет к этому, и заказчики заметно активизировались. Повысилась и заполняемость – все-таки для бизнес-отелей сейчас начало высокого сезона. Конечно, из-за конкуренции рост не такой большой, как хотелось бы. Казань становится перспективным в плане инвестиций городом, и я считаю, что поток бизнес-туристов несомненно будет только расти».
О конкуренции говорят многие. Пройдя кризис, корпоративные клиенты научились лучше считать деньги, которые они тратят на проведение мероприятий, стали более требовательны и придирчивы. Так что ясно одно: теперь отелям придется приложить много усилий, чтобы сохранять их лояльность. Светлана Саблина из «Сафар-отеля» отмечает, что клиенты стали очень капризными. «В декабре прошлого года мы хотели отменить кризисную акцию – 50-процентную скидку по выходным дням. И сразу получили отток клиентов. Несмотря на то, что мы проводим мониторинг и точно знаем, что цены у нас весьма демократичные. В результате было принято компромиссное решение оставить скидку 20%».
Подготовила Анна ЮРЬЕВА


Наиболее крупные мероприятия в отелях Поволжья в 2009–2010 гг.
Название отеля Название мероприятия
ЗЦ «Дзержинец», Нижний Новгород II Спартакиада ООО «Лукойл-Энергосеть»; V Спартакиада работников ОАО «Ростелеком» Приволжского федерального округа; Областной студенческий форум «Школа творческого актива – СТart»; Семинар «Новые корпоративные стандарты обслуживания в банке и требования рынка» (организатор – ОАО «НБД Банк»)
В планах: «Футбольный турнир SENI Cup среди людей с ограниченными умственными возможностями». Мероприятие международного уровня, проводит организация «Bella Волга»
Тест-драйв и презентация компании «Suzuki»
«Сулеймен Палас», Казань Совещания ОАО РЖД; Корпоративные мероприятия ряда местных организаций, чей головной офис располагается в другом городе
«Холидей Инн Самара», Самара Годовые совещания крупных компаний (фармацевтические и медицинские фирмы, банки и страховые организации, телекоммуникации)
В планах: фестиваль «Рок над Волгой» с участием звезд мировой величины  (напр. Deep Purple)
«Казанская Ривьера», Казань Ралли «Шелковый путь», стартовавшее прямо от стен отеля Форум «Россия – спортивная держава», столицей которого выступила Казань
«Сафар-отель», Казань Корпоративные мероприятия компаний Amway, Тяньши, «Акбарс»

Сергей Рыжов,
Компания ООО «Самараинтур»
отдел корпоративного обслуживания
– С наступлением кризиса значительно сократились деловые мероприятия малого и среднего бизнеса. Корпоративные клиенты резко сократили бюджеты значимых мероприятий, а от некоторых вообще отказались. С мероприятиями крупных корпораций в 2009 г. практически ничего не изменилось, они были запланированы еще до кризиса.
На мой взгляд, настоящие последствия кризиса для делового туризма наступают именно сейчас, так как в прошедшем году были срезаны практически все мероприятия презентационного характера, а те, что остались, рассчитаны на минимальный бюджет. Структура заказов стала простейшей – организация проживания, питания, аренда зала и кофе-брейки. Мы пытаемся предложить клиентам какие-то дополнительные услуги, но, как правило, эти позиции не предусмотрены в бюджете. Кроме того, клиенты уходят на неизвестные, но более дешевые площадки.
В то же время многие заказчики уже понимают, что MICE-отделы туркомпаний зачастую предлагают наиболее выгодные условия проведения мероприятия, чем прямые поставщики услуг, и к тому же берут на себя заботы по организации и сопровождению мероприятия, предлагают различные программы. Мы делаем скидки до 50% на размещение, предоставляем бесплатно зал в аренду, экскурсионные программы, в общем, уделяем максимальное внимание клиенту.
Поэтому в этом году уже чувствуется положительная динамика роста мероприятий среднего и малого бизнеса, вновь появились заявки на краткосрочные инсентивы. Мы находим и предлагаем различные площадки на урезанные бюджеты и настраиваем инфраструктуру под обслуживание любых заказов. Трудно оценить срок полного «оздоровления» делового туризма, но я предполагаю, что это произойдет не ранее 2011–2012 гг. А до этого периода главное – искать альтернативные решения и , как говорится, «воплощать энергию замыслов в энергию конкретных действий».