BusinessTravel №1, Январь 2011 «Конгрессы и конференции»← Вернуться к журналу

Кадровый вопрос


Все компании, связанные с MICE-туризмом, существуют в условиях жесточайшего кадрового голода. Из уст профессионалов нередко звучат очень резкие оценки ситуации: "Положение с персоналом катастрофическое", "Хороших специалистов нет и не будет", - говорят они. Где же брать сотрудников? Решение этой проблемы пытались найти на пятой юбилейной международной образовательной конференции "Деловой туризм: практика, решения, перспективы", которая состоялась 22 сентября 2010 г. в Москве в рамках шестой международной выставки MIBEXPORussia.
Объявлен в розыск
Как рассказала в своем докладе "MICE-рекрутинг в России: подходы, опыт, тенденции" директор по развитию рекрутинговой компании CityStaff Мария Костылева, основные "проблемные" позиции для компаний, работающих в нише делового туризма, это MICE-менеджер, менеджер отдела бизнес-туризма и самая запрашиваемая позиция - агент по бронированию и выписке авиабилетов. Причем, несмотря на разницу между заказчиками - ими могут быть как туроператоры, так и агентства, образованные совсем недавно или работающие на рынке долгое время, - требования к кандидатам на вакансиюMICE-менеджер всегда одинаковы: опыт работы с корпоративными клиентами от трех лет, уверенный разговорный английский (желательно также владение вторым языком), знание партнерской базы и особенностей направлений для делового туризма. Сегодня такой специалист может рассчитывать на среднюю зарплату 50-80 тысяч рублей и дополнительные бонусы по итогам отчетных периодов. Но 70 процентов резюме с откликами на эту вакансию, которые попадают в руки рекрутингового агентства, не соответствуют требованиям. В основном подобную должность пытаются занять люди без опыта работы в данной сфере, без клиентской базы и представления о корпоративном туризме и не знающие иностранные языки. Точно такая же ситуация и с самой дефицитной на рынке MICE-туризма должностью - авиакассира. Требуются люди с опытом работы от трех лет, свободным английским, знанием систем бронирования "Сирена", Gabriel, Amadeus, Sabre. Кандидату предлагают 30-50 тысяч рублей. На эту вакансию присылают резюме бывшие сотрудники супермаркетов, трудившиеся обычными кассирами, которые абсолютно не представляют, с чем придется иметь дело. Ситуация такова - среди соискателей распространено мнение, что в туризме может работать любой. О специфике и даже о существовании MICE они вообще не подозревают.
Проблема выбора
Для привлечения кандидатов директор CityStaff советует вести масштабные мероприятия. Особенно пристально следует присматриваться к регионам. Одно из важнейших достоинств специалистов из глубинки - их зарплатные ожидания ниже, и потому они обычно обходятся дешевле. Это направление поиска эффективно, в первую очередь, для закрытия вакансий менеджеров по бронированию билетов. Дело в том, что на такой должности разницы в квалификации между столичными и региональными специалистами практически нет, в то время как MICE-менеджеры из регионов, скорее всего, будут намного слабее, ведь, вероятно, им приходилось решать менее масштабные задачи, чем те, с которыми имеют дело их столичные коллеги.
Однако сами представители компаний говорят, что в основном, особенно подбирая людей на должность менеджеров, пользуются методом хэдхантинга - охотятся "за головами" и перекупают специалистов из конкурирующих фирм.
Как же отобрать действительно достойных кандидатов? По словам Марии Костылевой, знания английского для работы в туризме обычно достаточно, если кандидат на языке способен рассказать о своей профессии или о каком-то проекте, который он вел. Гораздо сложнее обстоит дело с оценкой реального опыта соискателя. Конечно, MICE-рынок узок, поэтому, узнав компанию, где трудился человек, можно представить объем задач, которые ему приходилось выполнять, и клиентов, с которыми ему случалось работать. Но, безусловно, следует учитывать, что одним сотрудникам была доверена организация мероприятия для 50 человек, а другим - для полутора тысяч. Поэтому для выбора кандидата на эту должность желательно ознакомиться с рекомендациями с его предыдущего места работы и внимательно расспросить его о реализованных проектах.
Еще труднее оценить квалификацию необходимых всем менеджеров по бронированию и выписке билетов. Количество лет, указанное в графе "Опыт", не позволяет поставить "диагноз", так как, если в одной компании авиакассир занят максимально и выписывает по 50 проездных документов в день, то в другой попросту нет такого объема заказов, и он в течение нескольких лет мог оформлять по одному-двум билетам за сутки. Стоит иметь дело лишь с сертифицированными специалистами!
Кто пойдет на охоту?
Чтобы найти кандидатов, компании или рассчитывают на собственный отдел кадров, или обращаются к профессиональным кадровым агентствам. С одной стороны, понятно стремление руководства сэкономить на подборе персонала, с другой - чтобы сберечь время, поиск иногда лучше доверить рекрутерам.
Согласно исследованиям рекрутинговых агентств, своими ресурсами для поиска специалистов пользуется лишь одна пятая часть всех фирм, работающих на рынке делового туризма. Как показывает опыт таких компаний, собственные HR-специалисты обычно ищут кандидатов с помощью СМИ, они просматривают профильные интернет-ресурсы с объявлениями от соискателей, используют помощь коллег и друзей, привлекая людей "по знакомству". Все эти способы имеют право на существование, позволяя подчас выйти на людей, которые не попадают в поле зрения рекрутеров. В то же время при таком широком охвате меньше шансов найти "узких" специалистов для очень специфической ниши MICE-туризма. Впрочем, хорошие менеджеры по кадрам способны действовать и подобно кадровым агентствам: они собирают информацию о рынке, предвидят изменения и стараются понять, кто из профессионалов в ближайшее время захочет сменить работу.
Если вы решили обратиться в рекрутинговую компанию, стоит узнать, есть ли в ней подразделение, занимающееся подбором кадров для бизнес-туризма. Только такие кадровые агентства действительно разбираются в рыночной ситуации, они знают, какие изменения происходят в той или иной турфирме, прогнозируют появление недовольных сотрудников и потенциальных кандидатов.
Есть особая категория хороших специалистов, которые никогда не обратятся к вам напрямую и не разместят резюме на общедоступных сайтах. Они, как правило, дорожат своей отличной репутацией и поэтому, обращаясь в компании по  подбору персонала, требуют гарантии конфиденциальности. Вот именно ради таких профессионалов и стоит прибегать к услугам агентств.
Другая ситуация, когда удобнее обратиться к рекрутерам, - если возникает необходимость массового поиска людей под какие-то особые проекты или в связи с открытием нового подразделения. В таких случаях собственные кадровые специалисты обычно не справляются с нагрузкой.
При постоянном сотрудничестве с рекрутинговым агентством работающие с вами специалисты знают не только формальные характеристики вашей компании, но и внутренние принципы ее работы, микроклимат, особенности корпоративной культуры, стиль управления и многое другое, что позволит наиболее точно, почти идеально подобрать кандидатуру именно для вас. Более того, кадровое агентство отслеживает и появление подходящих компании редких на рынке соискателей и порой, если освобождается интересный кандидат, может сообщить вам эту информацию, даже если у вас на данный момент нет открытых вакансий.
Как не лишиться сотрудников
Как правило, MICE-фирмы начинают искать сотрудников, когда на какой-то должности становится некому работать и ситуация становится экстремальной. Они обращаются к рекрутерам и сообщают, что хотят видеть сотрудников "уже вчера". Учитывая серьезный дефицит специалистов на рынке, компаниям стоит задуматься о долгосрочном планировании, ведь большинство изменений в штатном расписании можно предсказать заранее. А чем раньше вы озвучите запрос в собственный отдел кадров или в рекрутинговую компанию, тем лучше специалиста для вас подберут.
"Купить" хорошего специалиста мало. Нужно его еще удержать. Естественно, в условиях острейшего дефицита профессионалов в этой области руководителям, чтобы сохранить кадры, приходится завышать заработок сотрудников. В результате до кризиса специалисты на подобных позициях могли получать неоправданно высокие зарплаты. Сегодня ситуация несколько изменилась: в кризис выплаты, а тем более бонусы урезали. Руководители предприятий пытались "играть" с суммами выплат, поэтому "ножницы" оплаты труда MICE-специалистов были очень велики. Как отмечают эксперты из рекрутинговых агентств, сейчас, когда есть все предпосылки думать, что кризис завершается, соискатели опять начали диктовать свои условия работодателю. В настоящее время кандидатов опять заинтересовал социальный пакет. По мнению Марии Костылевой, "переходы стали более обдуманными и взвешенными - специалисты меняют работу, если их что-то не устраивает, а не для того, чтобы просто повысить оклад, кроме этого, кандидаты много внимания уделяют бренду работодателя".
Чтобы не лишиться лучших сотрудников, нужно постоянно держать руку на пульсе и анализировать рынок труда. "Необходимо точно и достоверно знать в режиме реального времени, как меняются условия работы труда в компаниях ваших конкурентов, - советует эксперт, - реалистично оценивать не только материальную мотивацию, но и другие условия работы "нужных" вам специалистов".
Эксперты полагают, что в современных условиях для мотивации особо ценных сотрудников стоит вернуться к докризисным стандартам и начать постепенно расширять соцпакет, улучшать условия труда и, быть может, даже оплатить курсы повышения квалификации в обмен на официально оформленное обязательство некоторое время не менять место работы.
Осторожные прогнозы
Следует ли ждать, что ситуация в ближайшее время изменится и на рынке появится много хороших специалистов? По мнению Марии Костылевой, у этой проблемы не существует быстрого решения. Хотя рекрутинговые агентства испытывают острейшую нехватку кандидатур для работы в сфере бизнес-туризма, им, безусловно, не интересно иметь дело с выпускниками вузов, ведь им заказывают готовых опытных специалистов. В компаниях существует спрос на молодые кадры, но брать людей без опыта и обучать никто не хочет. MICE-туризм - очень узкая и специфичная отрасль, люди, трудившиеся ранее в обычном турагентстве, часто не выдерживают нагрузок и ответственности, которые существуют при работе с корпоративными клиентами. Сложилась парадоксальная ситуация: люди без багажа из двух-трех лет работы в профильной компании никому не нужны, а приобрести этот опыт им негде.
Почему турфирмам не нужны выпускники вузов, в общем-то, понятно. Как рассказал корреспонденту Business Travel директор Российского государственного университета туризма и сервиса Александр Федулин: "Несмотря на то, что это довольно популярное направление туризма, как таковой подобной специализации в вузах не существует. MICE-туризмом студенты могут заниматься только в рамках спецкурсов и дипломных проектов. Кроме того, - по мнению эксперта, - в наших российских учебных заведениях нет специалистов, которые бы могли готовить квалифицированные кадры для бизнес-туризма. Сейчас мы пытаемся ввести целую программу дополнительного образования для студентов, начиная с первого курса. Я это называю "программой повышения рыночной стоимости выпускника". Смысл в том, что студент должен пройти основной курс, получить диплом о высшем образовании, но в то же время за период обучения он будет иметь возможность приобрести достаточное количество дополнительных квалификаций, в том числе и по MICE-туризму".
Даже если эта программа будет реализована, необходимы еще и договоренности с турфирмами, которые будут готовы взять на практику молодого специалиста. Ведь, чтобы изменить имидж выпускников в глазах работодателей, должно пройти определенное время. Так что все это дело будущего. А сейчас компаниям остается только пихаться локтями и перекупать друг у друга специалистов, непомерно завышая их стоимость.
Подготовила Полина БОЙЦОВА