BusinessTravel №5, Май 2011 «Эффект присутствия»← Вернуться к журналу

Быть или не быть конвеншн-бюро в России?


Юрий Сарапкин,
независимый эксперт,
член международных отраслевых ассоциаций
MPI, SITE, ACTE

Вопрос не праздный, и "блуждает" он в умах российских чиновников и специалистов более десятка лет (!). Недавно выяснилось, что до конца 2011 г. по инициативе Торгово-промышленной палаты РФ предполагается учредить в форме некоммерческого партнерства российское конвеншн-бюро.
Кажется, наконец приходит осознание того, что без этого "мудреного" бюро жить дальше нельзя. Пришло время прекратить "зарываться в песок" бесконечных рассуждений о целесообразности функционирования в России на федеральном и муниципальном уровнях такой структуры. Пора что-то делать. Тем более что уже предприняты попытки решить этот вопрос локально благодаря настойчивой местной инициативе. В частности, конвеншн бюро созданы в Екатеринбурге и Сочи. В обозримом будущем, т.е. в течение 2011 г., такое бюро планируется учредить в Санкт-Петербурге.
Уже неплохо. Правда, пока все. А как же Москва? Что думают другие регионы России?
Как бы то ни было, все-таки удивительно, что до сих пор не удается создать в такой огромной стране, как Россия, систему или, если хотите, разумную сеть конвеншн-бюро. 
Не  стоит забывать, что 70% конвеншн-бюро функционируют в мире именно на городском уровне, 17% - на региональном, 13% - на национальном.
Хочу напомнить, что зарубежным конвеншн-бюро уже более ста лет. Первое возникло в американском Детройте в далеком 1895 г., когда предприимчивые "отцы города" учредили "Детройт Метроу Конвеншн" и "Визит Бюро". Благодаря своему яростному желанию и предприимчивости эти люди сделали грамотный шаг по продвижению своего города.
В результате Детройт привлек внимание бизнеса всей страны, город превратился в популярный и престижный деловой центр для проведения регулярных событийных мероприятий различного формата. А еще были созданы новые рабочие места, пришли финансовые инвестиции, улучшилась городская инфраструктура.
Так ведь и в нашу бытность точно такие же цели ставит перед собой подавляющее большинство дестинаций в мире, в том числе Россия и ее крупнейшие мегаполисы. 
Я много лет занимаюсь конвеншн-бюро или, как их еще называют, маркетинговыми организациями дестинаций (Destination Marketing Organizations - DMOs). Лично понял одно и самое важное, что в лице конвеншн-бюро мир создал эффективный универсальный маркетинговый инструмент стратегического развития рынка туризма и деловых встреч конкретной территории, продвижения ее положительного имиджа и координации выставочно-конгрессной деятельности из единого центра.
Что такое конвеншн-бюро? Это особый "ключ" для открытия дестинации, своеобразный "хаб", связующий профессиональных организаторов деловых мероприятий и дестинацию в лице местных властей.
Образно говоря, конвеншн-бюро - это многоцелевое предприятие, "супермаркет", в котором клиент за "один заход", комплексно, в одном месте приобретает максимум качественной, независимой, объективной информации и профессиональной помощи по всем аспектам подготовки и организации делового мероприятия. В этом уникальность конгрессного бюро.
Таким образом, конвеншн-бюро является одновременно универсальным маркетинговым центром, консалтинговым агентством и справочным столом. Удобно? Выгодно? Безусловно.
В широком смысле слова конвеншн-бюро можно причислить к так называемой "индустрии знаний" (Knowledge industry), т.е. отрасли, специализирующейся на получении, профессиональной обработке и использовании информации и данных в различных сферах деятельности, на развитии и применении информационных технологий. Поэтому конвеншн-бюро играют еще очень важную роль для развития отраслевой практики, теории и науки, деятельности исследовательских и образовательных институтов.
Хорошо, что мы наконец постепенно начинаем это понимать хотя бы  в связи с предстоящим присоединением России к Всемирной торговой организации (ВТО). Но при всем уважении к российским специалистам возникает один принципиальный и непростой вопрос: кто будет работать в российских конвеншн-бюро, готовы ли для этого кадры, готовят ли для этого специалистов? Здесь какой-либо "лихой" стажировкой и "скороспелой" практикой за границей не обойдешься. Здесь не могут быть люди "вне темы", "недоспециалисты", случайные работники.
Конвеншн-бюро - это же еще и некая дипломатическая миссия. Поэтому она нуждается в специалистах особых, опытных, мудрых, специально выпестованных, способных грамотно общаться с клиентами, принимать эффективные решения и, кстати, свободно владеющих языками, особенно английским. Эти люди должны быть заряжены особой энергетикой, они должны обладать, если хотите, креативной вдумчивостью. 
Безусловно, многолетнее отсутствие в России сети конвеншн-бюро, подобных по функциям зарубежным аналогам, сильно осложняет работу российских и зарубежных компаний в сфере индустрии деловых встреч, в том числе конгрессной деятельности, тормозит увеличение въезда и выезда корпоративных групп с деловыми целями.
За рубежом конвеншн-бюро уже много десятилетий доказывают своим существованием и достижениями, что являются крайне важной, полезной и неотъемлемой частью индустрии туризма и деловых встреч, несущей обширные комплексные и целевые функции для продвижения туристических дестинаций.
Я, как и многие мои беспокойные сторонники, отношусь к ярым поборникам скорейшего основания мощного и влиятельного российского института конвеншн-бюро. В своей деятельности эти организации исходят из принципа "Туризм - это бизнес, затрагивающий всех". Их воздействие распространяется далеко за пределы индустрии гостеприимства. Такие структуры активно развиваются во всем мире. Безусловно, они при грамотном подходе к ним имеют большое будущее и в России.