Мнение эксперта

Галина Полищук
Заместитель генерального директора и директор по продажам компании Continent Express

Считается, что туристический рынок уходит в онлайн. Клиенты все реже посещают агентства, предпочитая самостоятельные покупки. Дайте ваш прогноз, как будет выглядеть туристический ритейл через три-пять лет.

За три-пять лет с туристическим ритейлом в России ничего принципиально нового не случится. Старшее поколение, которое традиционно ездило отдыхать в Турцию, Египет, Испанию, Грецию и аналогичные направления по туристическим путёвкам, продолжит по ним ездить. Конечно, если в эти страны будут выполняться чартерные программы.

Все молодое поколение, так называемые миллениалы, как начали самостоятельно с рюкзачками и небольшими бюджетами ездить по всему миру, так и будут продолжать ездить. Доли, может б... читать далее

И привычные оффлайн-турагентства останутся на рынке?

Останутся. Как и магазины продуктов и прочих товаров. Почему все люди не идут за покупками в интернет? Многие идут, но не все. Зайдите в любой супермаркет, там толпы народу. И так будет всегда. Аналогичная ситуация и с туристическими агентствами.

Будут существовать и крупные, и маленькие бутиковые агентства. Но не демпингующие – те, в конечном итоге, уйдут с рынка, не выживут.

Онлайн – это только ещё один, дополнительный к оффлайну, канал продаж. Растет население, экономическая активность –... читать далее

Что произойдёт с business travel-агентствами и TMC-компаниями?

Они останутся на рынке как функционал. Это нормальное явление в профессиональном b2b-сегменте: аутсорсинг непрофильных сервисов.

Просто ТМС как развивались, так и будут развиваться - будут трансформироваться под актуальные потребности корпоративных клиентов. Появятся новые услуги, связанные в основном с профессиональными ИТ-решениями. А те, кто не сможет (вернее, уже не смог) поймать волну трансформации и новых веяний в требованиях клиентов, уйдут со сцены.

Некоторые эксперты утверждают, что функции агентств сведутся к консалтингу клиентов. Эта модель жизнеспособна в России?

Если бы все услуги можно было выполнить в режиме онлайн, то можно было бы помечтать о том, что агентства будут только консультировать. Но это далеко от истины, причём не только в РФ, но и за пределами нашей страны. Традиционный функционал ТМС и агентская составляющая в услугах ещё долго проживут, это точно. В принципе в b2b-сегменте эта функция полностью не умрёт.

А профессиональная консультация как была нужна всем, так и останется ключевой функцией ТМС. Вы, конечно, можете сами пойти в аптеку и к... читать далее

А что, на ваш взгляд, произойдёт с билетными агентствами, маржинальность бизнеса которых уже сейчас стремится к нулю?

Как я уже говорила, если не смогут перестроиться, уйдут с рынка. Их поглотят или они просто закроют свой бизнес. Ведь тут действуют абсолютно те же законы, что и в любой другой индустрии, требуются те же методы: автоматизация внутренних бизнес-процессов, расширение продуктовой линейки, внедрение новых технологий. Нельзя опираться только на переманивание клиентов за счет понижения сервисных сборов. Это путь в никуда.

Как скоро на туристический и MICE-рынки придёт искусственный интеллект?

Когда-нибудь точно придёт. Вопрос – «когда?». И второй вопрос – «в какой форме и объёме?» Всему своё время. Пока это только эксперименты ведущих игроков рынка.

Дмитрий Петров
Генеральный директор транспортной компании «Интерсервис»

Олег Шабуцкий
Основатель и совладелец группы компаний "Демлинк"

Дарья Саламатова
Директор Конгресс-центра ЦМТ