МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ
|
|
Мнение эксперта
Компания «Авиа Центр» отмечает 20-летие. ТБ присоединился к поздравлениям юбиляру и пригласил на интервью Сергея БОГАЧЕВА, генерального директора компании. Итак, Сергей, как же все начиналось? Компанию «Авиа Центр» мы зарегистрировали в ноябре 2005 года, и уже 1 февраля 2006 года продали свой первый билет, поэтому именно этот февральский день стал днем рождения компании. Если обернуться на прошедшие 20 лет, кажется, что это было очень давно и одновременно буквально вчера. Всё началось с идеи создать лучшее тревел-агентство в стране и мой бизнес-партнер Александр Григорьев поверил в мою идею. Поначалу нас было всего семь человек. Все делали всё, как принято в стартапах: я сам ездил получать печатные бланки бумажных билетов, ведь тогда еще не было электронных. Был и директором, и водителем, и курьером, и айтишником. Мы искали свой маршрут: в каком направлении нам хотелось бы развиваться? Было определено три главных направления: основное – это продажа билетов через субагентскую сеть. Второе – обслуживание корпоративных клиентов, и надо сказать, что тогда у нас не было никакого опыта в этом деле. И третье – это розница. В те далекие времена очень популярной было продажа билетов в розничных кассах. В самых разных местах открывались такие авиакассы, где продавали билеты. Эти кассы располагались в торговых центрах, на станциях метро, на вокзалах. Как шел рост компании? Мы росли сами, одновременно приобретали другие компании, за 20 лет мы купили более 15 компаний. Одни из них специализировались на обслуживании корпоративных клиентов и стали частью нашего холдинга. Другие имели большие розничные сети, например, кассы в аэропорту Шереметьево, в Химках, в Красногорске. Время шло, менялись технологии и тенденции. Появился электронный билет – это сильно поменяло парадигму продаж. И нам пришлось следовать вызову рынка одними из первых. На рынке появились сайты по продаже билетов. В 2008 к нам пришли партнеры из компании «Евросеть» с предложением: «Давайте в салонах «Евросети» продавать авиабилеты», что по тем временам было немыслимо. Но мы обожаем вызовы и смелые идеи, и мы его приняли. Так получился наш первый опыт по созданию некой платформы, которая позволяла в удаленном режиме вести продажи. Мы успешно запустили этот проект совместно с «Евросетью», у которой было несколько тысяч точек продаж по всей стране. Этот дерзкий, даже революционный шаг нас вдохновил. Электронный билет привел к созданию собственного сайта продаж? Да, родился наш собственный проект по продаже авиабилетов в Интернете aviakassa.com Но мир шел вперед, и авиакомпании открывали свои новые системы бронирования. И всё чаще и чаще нам поступали запросы от турагентств, которым тяжело обучать персонал продаже билетов, так как постоянно что-то меняется, а сотрудники приходят и уходят, новых надо обучать. Пришел запрос от рынка: сделать некую онлайн-платформу, где можно было бы без применения специфических знаний продавать билеты. Так родилась идея создать собственную b2b-платформу для турагентств, и 12 лет назад появился проект, который сейчас все знают под именем «Мой агент». На сегодня к нему подключено более 12 000 туристических агентств. Причем не только из России, но и из стран СНГ, из дальнего зарубежья. Этот проект де-факто – золотой стандарт в сфере российского тревел-интернета. крыленные этим успехом, мы создали для корпоративных клиентов подобную платформу «Колибри», которой сейчас пользуются очень многие как российские, так и зарубежные корпоративные клиенты. Какие знаковые события еще отметите? Хочу вспомнить еще один эпизод: примерно лет 15 назад к нам в гости пришла делегация авиакомпании S7 (в то время «Сибирь»). После торжественных речей и вручения дипломов один из руководителей авиакомпании задал мне несколько провокационный вопрос: «Почему пассажир должен купить билет у вас, а не напрямую у авиакомпании?» Я тогда немного даже возмутился: «Ну как же так: мы такие «крутые» продавцы и т.д. и т.п.» Но мой собеседник меня призвал подумать над этим вопросом, ведь вообще-то пассажир – это клиент авиакомпании. Он был прав, поскольку авиакомпания и пассажир всегда заключают между собой договор воздушной перевозки. Мой собеседник дал мне наводку: «Как только вы поймете ответ на этот вопрос, у вас есть все шансы выжить, а не уйти в историю, как многие другие известные проекты». Спустя некоторое время пришло осознание ответа на этот вопрос. Но тут важен еще один аспект: авиакомпании еще примерно лет десять назад перестали платить агентам комиссию. Сейчас большинство авиакомпаний платят комиссионное вознаграждение в размере 1 рубль, то есть, продавая билет по цене авиакомпании, агент заработает с него всего 1 рубль. Как говорится, особо не разживешься. Естественно, мы были вынуждены начать взимать плату за дополнительные услуги, которые пассажиры приобретали вместе с билетом. Авиакомпании, по сути, наши конкуренты в сегменте в2с, и если мы будем конкурировать напрямую с ними, то мы «вылетим в трубу», так как билеты у перевозчика всегда дешевле. И тем не менее на наших сайтах по-прежнему продаются билеты. Потому что мы научились создавать новый продукт. Мы начали «склеивать» билеты разных авиакомпаний. Представим себе перелет из Бугульмы в болгарскую Варну. Понятно, что из Бугульмы в Варну никто напрямую не летает. Поэтому из Бугульмы мы продадим билет до Москвы, а оттуда предложим пассажиру стыковку в Варну. Эта склейка разных рейсов уникальна. Да и к тому же цена нашего билета будет ниже, чем цена билетов на несколько рейсов по отдельности. Вот такие комбинации дали нам возможность найти новую нишу для обслуживания частных клиентов и понять, что такого особенного мы можем им предложить. То же самое и в в2в сегменте. Когда мы начали работать с турагентствами, мы поняли, что помимо собственно продажи билетов, бронирования отелей, турагенту важно, чтобы был сформирован отчет, чтобы в нем фигурировало вознаграждение, которое агентство заработает. Важно, чтобы работать в системе можно было в разных ролях: в роли администратора, который видит всех, в роли кассира, который видит только свои продажи. Вот таким образом развивалась наша в2в-платформа, на которой сейчас обслуживаются 12 000 турагентств. Она востребована, потому что удобна. Мы внимательно слушали те просьбы и пожелания, которые шли от наших бизнес-партнеров и постепенно реализовывали их. Наша система «Колибри» интегрируется со всевозможными системами корпоративного клиента. Например, практически у всех компаний в качестве основной бухгалтерской системы используется 1С:Предприятие. Мы уже лет 7–8 легко выгружаем все закрывающие документы для командировок в автоматическом режиме и делаем это бесплатно. Кроме того, умеем интегрироваться с кадровыми системами учета, в которых сотрудники согласовывают свои командировки, с CRM-системами и пр. Сергей, что стало главным итогом вашего 20-летнего пути? В любом бизнесе, оценивая путь, принято опираться на цифры. Например, в 2024 году мы продали более 5 миллионов авиабилетов. Это много. Для нашей сферы это очень высокий показатель успеха компании. Мы активно осваиваем российский рынок, а теперь уже и Центральную Азию. Несколько лет назад были открыты: «Авиа Центр» Кыргызстан, «Авиа Центр» Узбекистан, «Авиа Центр» Казахстан. В этом году мы вышли на рынок Турции. Но некоторое время назад мне стало интересно оценивать нашу деятельность по-другому. На сегодняшний день у нас трудятся около 1000 человек. Не только в России, но и за ее пределами. Сейчас, помимо финансовых показателей, мне стало важно понимать, сколько наших сотрудников создали семьи за эти прошедшие 20 лет, сколько детей у них родилось, смогли ли они улучшить свои жилищные условия, удалось ли им реализовать профессиональные амбиции. Именно это кажется мне очень важным, когда ты создаешь устойчивую компанию. Наши сотрудники нам доверяют и верят в наш проект, и поэтому у нас низкая текучка кадров. Люди работают с нами по многу лет. В нашем бизнесе нет нефтяных скважин, трубопроводов, заводов и пароходов, у нас есть только наши люди, которые формируют ценность компании. Сотрудники – наше главное достояние.
|
Коммерческий директор компании «Отели.Онлайн»
Екатерина Корсунская
Сергей Сердечников
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
||||
|