Мнение эксперта

Екатерина Корсунская
Генеральный директор компании Aerotone Corporate Travel

Подведите, пожалуйста, итоги прошлого года для вашей компании

За прошедший год наша компания добилась значительных успехов как в части финансовых показателей, так и в отношении оптимизации и автоматизации бизнес-процессов. Мы почти удвоили свой оборот по сравнению с 2023 годом, а доход увеличили примерно в полтора раза. Такой рост связан с привлечением новых крупных и публичных корпораций, развитием текущих корпоративных клиентов благодаря технике увеличения среднего чека в продажах - Up-sale и Cross-sale, то есть предложения

улучшенного варианта продукта и дополнительных услуг. Была также пересмотрена политика работы с поставщиками.

Если говорить о проектах, связанных с оптимизацией и автоматизацией, то в первую очередь стоит упомянуть интеграцию дополнительной онлайн-платформы для бронирования услуг. Это дало нашим корпоративным клиентам возможность выбирать наиболее удобную платформу в том, что касается инструментария и интерфейса.

Помимо этого, была значительно доработана внутренняя Enterprise Resource Planning (ERP)-система, которая объединяет разные отделы (финансы, логистику, HR и т. д.) в единый организм, обеспечивая автоматизацию и анализ данных в реальном времени. Система стала более гибкой как для внутреннего использования, так и для реализации интеграционных проектов с системами наших клиентов. Нельзя также не упомянуть новый OTA онлайн-проект - Numeroid. Мы продолжаем его развивать, адаптируя под современные требования рынка и привлекая новых B2B-клиентов.

Какой из сегментов - организация конференций, инсентив-программ, мероприятий (events), бизнес-тревел – показал наибольший рост?

В прошлом году существенно вырос спрос на организацию корпоративных мероприятий, как правило, объединяющих в себе логистику, деловую и развлекательную составляющие. Соответственно, и бюджеты таких мероприятий стали значительно выше, чем раньше. А с учетом того, что в 2024 году количество реализованных компанией Aerotonе мероприятий выросло на 60%, с уверенностью могу сказать, что самым быстрорастущим направлением нашего бизнеса остается MICE.

Бизнес-тревел также показал значительный рост, но его доля в общей картине показателей за 2024 год меньше, чем у мероприятий, из-за более низкой стоимости транзакций.

Какие главные изменения, по-вашему, ждут рынки MICE и бизнес-тревел в этом году, в том числе в связи с ростом цен на авиабилеты, гостиницы, транспорт, переходом компаний/отелей на систему с НДС?

Скорее всего, увеличится коллаборация офлайн- и онлайн-форматов мероприятий, они будут становиться гибридными. Компании станут стремиться к созданию интерактивного опыта для участников, в частности и для тех, кто работает дистанционно, что потребует новых технологий и подходов к организации.

Во-вторых, ожидается увеличение бюджетов на поездки и мероприятия.

Однако в условиях роста цен на авиабилеты и гостиницы компании будут вынуждены искать новые способы оптимизации расходов, настаивая на специальных условиях и скидках, делая упор на стратегический подход к расходам. Бизнес-тревел будет проявлять интерес к сотрудничеству с консалтинговыми агентствами для выявления наиболее выгодных предложений. В целом, рынки MICE и бизнес-тревел столкнутся с необходимостью адаптации к новым экономическим реалиям и изменяющимся требованиям клиентов.

Если говорить о направлениях, то по-прежнему будет главенствовать ориентация на внутрироссийские направления и дружественные страны (Турция, ОАЭ, Китай и др.)

Что касается НДС на проживание в отелях, то до середины 2027 года действует льготная ставка в размере 0%. Это означает, что никаких изменений в документообороте и ценообразовании не предвидится.

 

От темы онлайн не уйти ни в одном интервью. Расскажите подробнее о ваших онлайн-платформах для корпоративных клиентов. 

В нашем бизнесе очень важно быть на шаг впереди клиентских запросов, и именно поэтому для своих корпоративных клиентов мы интегрировали две онлайн-платформы. Они оптимизируют процессы управления поездками также и для сотрудников нашей компании.

Ряд наших клиентов предпочитают работать с одной из платформ из-за удобного и привычного им интерфейса, который легко можно освоить для организации командировок, а кто-то использует сразу обе платформы ради безопасности и технической стабильности. Это особенно актуально с учетом последних отключений глобальных сервисов из-за хакерских атак.

Хочу отметить, что обе платформы позволяют интегрировать политику компании по командировкам, что непременно гарантирует соблюдение тревел-политики компании и позволяет быстро оформлять командировки. Несомненным плюсом является возможность генерировать отчеты по расходам, делать анализ поездок, что облегчает оптимизацию бюджетов и планирование будущих поездок. В общем, это не просто инструменты, а удобные стратегические помощники наших клиентов в сфере управления корпоративными поездками.

Широко обсуждаемое внедрение в отрасли искусственного интеллекта – это вопрос ближайшего времени? ИИ на самом деле даст новые возможности участникам рынка или пока это скорее PR?

Внедрение искусственного интеллекта в отрасли MICE и бизнес-тревел - это действительно актуальная тема. ИИ способен значительно упростить и автоматизировать множество рутинных задач, таких как бронирование, управление расписанием и обработка запросов клиентов. С помощью ИИ компании могут анализировать данные о предпочтениях клиентов и предлагать персонализированные решения. Например, алгоритмы станут рекомендовать отели, транспорт или мероприятия на основе предыдущих поездок и тревел-политики пользователя. Чат-боты и виртуальные ассистенты, основанные на ИИ, могут обеспечить круглосуточную поддержку клиентов, отвечая на их вопросы и помогая с бронированием. Это повышает уровень сервиса и удовлетворенности клиентов, а значит, и уровень оказываемых услуг.

Так что использование ИИ в отрасли MICE и бизнес-тревел — это не просто PR-ход, а реальная возможность предложить клиентам более качественный сервис. Однако для успешной интеграции ИИ необходимо учитывать как технологические, так и человеческие аспекты, чтобы обеспечить максимальную ценность услуги для клиентов и бизнеса в целом.

У себя в компании мы пока не внедряем искусственный интеллект в работу с клиентами, так как он еще недостаточно совершенен применительно к нашей практике. Опасаемся потерять клиентов из-за возможных ошибок и сбоев, однако уже используем элементы ИИ для внутренних бизнес-процессов: поиска информации, подготовки аналитики и презентаций. Как только станем понимать, что ИИ достиг оптимального уровня - незамедлительно внедрим его в клиентский сервис.

 

Каковы ваши ожидания от 2025 года? В каком направлении развивается Aerotonе?

Конечно же, мы хотим продолжить и приумножить свой рост как в направлении бизнес-тревел, так и в MICE. В наши планы на 2025 год входит развитие текущих проектов, таких как Numeroid и Elki-project. Мы продолжим анализировать новые тенденции в сфере делового туризма и внедрять их в свой бизнес, чтобы идти в ногу с изменениями и инновациями.

Но самое главное - мы не перестанем развивать имидж компании, укреплять партнерские отношения с текущими и будущими клиентами и партнерами, которых ценим и которыми дорожим. Ведь именно благодаря нашему взаимодействию создается комфортная и удобная среда для взаимовыгодного долгосрочного сотрудничества.

Коммерческий директор компании «Отели.Онлайн»
Лейла НАЗАРОВА

Екатерина Корсунская
Генеральный директор компании Aerotone Corporate Travel

Сергей Сердечников
Генеральный директор подмосковного отеля «Свежий ветер». ТРИ ГЛАВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ НАШЕЙ РАБОТЫ С КЛИЕНТОМ