Мнение эксперта

Екатерина Корсунская
Генеральный директор компании Aerotone Corporate Travel

Подведите, пожалуйста, итоги прошлого года для вашей компании

За прошедший год наша компания добилась значительных успехов как в части финансовых показателей, так и в отношении оптимизации и автоматизации бизнес-процессов. Мы почти удвоили свой оборот по сравнению с 2023 годом, а доход увеличили примерно в полтора раза. Такой рост связан с привлечением новых крупных и публичных корпораций, развитием текущих корпоративных клиентов благодаря технике увеличения среднего чека в продажах - Up-sale и Cross-sale, то есть предложения

улучшенного варианта продукта и дополнительных услуг. Была также пересмотрена политика работы с поставщиками.

Если говорить о проектах, связанных с оптимизацией и автоматизацией, то в первую очередь стоит упомянуть интеграцию дополнительной онлайн-платформы для бронирования услуг. Это дало нашим корпоративным клиентам возможность выбирать наиболее удобную платформу в том, что касается инструментария и интерфейса.

Помимо этого, была значительно доработана внутренняя Enterprise Resource Planning (ERP)-система, которая объединяет разные отделы (финансы, логистику, HR и т. д.) в единый организм, обеспечивая автоматизацию и анализ данных в реальном времени. Система стала более гибкой как для внутреннего использования, так и для реализации интеграционных проектов с системами наших клиентов. Нельзя также не упомянуть новый OTA онлайн-проект - Numeroid. Мы продолжаем его развивать, адаптируя под современные требования рынка и привлекая новых B2B-клиентов.

Какой из сегментов - организация конференций, инсентив-программ, мероприятий (events), бизнес-тревел – показал наибольший рост?

В прошлом году существенно вырос спрос на организацию корпоративных мероприятий, как правило, объединяющих в себе логистику, деловую и развлекательную составляющие. Соответственно, и бюджеты таких мероприятий стали значительно выше, чем раньше. А с учетом того, что в 2024 году количество реализованных компанией Aerotonе мероприятий выросло на 60%, с уверенностью могу сказать, что самым быстрорастущим направлением нашего бизнеса остается MICE.

Бизнес-тревел также показал значительный рост, но его доля в общей картине показателей за 2024 год меньше, чем у мероприятий, из-за более низкой стоимости транзакций.

Какие главные изменения, по-вашему, ждут рынки MICE и бизнес-тревел в этом году, в том числе в связи с ростом цен на авиабилеты, гостиницы, транспорт, переходом компаний/отелей на систему с НДС?

Скорее всего, увеличится коллаборация офлайн- и онлайн-форматов мероприятий, они будут становиться гибридными. Компании станут стремиться к созданию интерактивного опыта для участников, в частности и для тех, кто работает дистанционно, что потребует новых технологий и подходов к организации.

Во-вторых, ожидается увеличение бюджетов на поездки и мероприятия.

Однако в условиях роста цен на авиабилеты и гостиницы компании будут вынуждены искать новые способы оптимизации расходов, настаивая на специальных условиях и скидках, делая упор на стратегический подход к расходам. Бизнес-тревел будет проявлять интерес к сотрудничеству с консалтинговыми агентствами для выявления наиболее выгодных предложений. В целом, рынки MICE и бизнес-тревел столкнутся с необходимостью адаптации к новым экономическим реалиям и изменяющимся требованиям клиентов.

Если говорить о направлениях, то по-прежнему будет главенствовать ориентация на внутрироссийские направления и дружественные страны (Турция, ОАЭ, Китай и др.)

Что касается НДС на проживание в отелях, то до середины 2027 года действует льготная ставка в размере 0%. Это означает, что никаких изменений в документообороте и ценообразовании не предвидится.

 

От темы онлайн не уйти ни в одном интервью. Расскажите подробнее о ваших онлайн-платформах для корпоративных клиентов. 

В нашем бизнесе очень важно быть на шаг впереди клиентских запросов, и именно поэтому для своих корпоративных клиентов мы интегрировали две онлайн-платформы. Они оптимизируют процессы управления поездками также и для сотрудников нашей компании.

Ряд наших клиентов предпочитают работать с одной из платформ из-за удобного и привычного им интерфейса, который легко можно освоить для организации командировок, а кто-то использует сразу обе платформы ради безопасности и технической стабильности. Это особенно актуально с учетом последних отключений глобальных сервисов из-за хакерских атак.

Хочу отметить, что обе платформы позволяют интегрировать политику компании по командировкам, что непременно гарантирует соблюдение тревел-политики компании и позволяет быстро оформлять командировки. Несомненным плюсом является возможность генерировать отчеты по расходам, делать анализ поездок, что облегчает оптимизацию бюджетов и планирование будущих поездок. В общем, это не просто инструменты, а удобные стратегические помощники наших клиентов в сфере управления корпоративными поездками.

Широко обсуждаемое внедрение в отрасли искусственного интеллекта – это вопрос ближайшего времени? ИИ на самом деле даст новые возможности участникам рынка или пока это скорее PR?

Внедрение искусственного интеллекта в отрасли MICE и бизнес-тревел - это действительно актуальная тема. ИИ способен значительно упростить и автоматизировать множество рутинных задач, таких как бронирование, управление расписанием и обработка запросов клиентов. С помощью ИИ компании могут анализировать данные о предпочтениях клиентов и предлагать персонализированные решения. Например, алгоритмы станут рекомендовать отели, транспорт или мероприятия на основе предыдущих поездок и тревел-политики пользователя. Чат-боты и виртуальные ассистенты, основанные на ИИ, могут обеспечить круглосуточную поддержку клиентов, отвечая на их вопросы и помогая с бронированием. Это повышает уровень сервиса и удовлетворенности клиентов, а значит, и уровень оказываемых услуг.

Так что использование ИИ в отрасли MICE и бизнес-тревел — это не просто PR-ход, а реальная возможность предложить клиентам более качественный сервис. Однако для успешной интеграции ИИ необходимо учитывать как технологические, так и человеческие аспекты, чтобы обеспечить максимальную ценность услуги для клиентов и бизнеса в целом.

У себя в компании мы пока не внедряем искусственный интеллект в работу с клиентами, так как он еще недостаточно совершенен применительно к нашей практике. Опасаемся потерять клиентов из-за возможных ошибок и сбоев, однако уже используем элементы ИИ для внутренних бизнес-процессов: поиска информации, подготовки аналитики и презентаций. Как только станем понимать, что ИИ достиг оптимального уровня - незамедлительно внедрим его в клиентский сервис.

 

Каковы ваши ожидания от 2025 года? В каком направлении развивается Aerotonе?

Конечно же, мы хотим продолжить и приумножить свой рост как в направлении бизнес-тревел, так и в MICE. В наши планы на 2025 год входит развитие текущих проектов, таких как Numeroid и Elki-project. Мы продолжим анализировать новые тенденции в сфере делового туризма и внедрять их в свой бизнес, чтобы идти в ногу с изменениями и инновациями.

Но самое главное - мы не перестанем развивать имидж компании, укреплять партнерские отношения с текущими и будущими клиентами и партнерами, которых ценим и которыми дорожим. Ведь именно благодаря нашему взаимодействию создается комфортная и удобная среда для взаимовыгодного долгосрочного сотрудничества.


Екатерина Корсунская
Гендиректор компании Aerotone Corporate Travel

Олег Шабуцкий
Основатель и совладелец группы компаний "Демлинк"