Мнение эксперта

Елена Мельникова
основатель и генеральный директор MAXIMICE

- Каковы сейчас основные изменения и тенденции на отечественном рынке MICE-услуг?

- С учетом той ситуации, в которой мы находимся, все не так уж и плохо. Безусловно, акцент явно смещается на внутрироссийский MICE, который открывает очень большие возможности. Хотя бы потому, что он, благодаря лучшей интергации в программы компаний, их корпоративную культуру и т. д., позволяет гораздо эффективнее решать бизнес-задачи клиентов. Российский MICE, на мой взгляд, за последнее время очень окреп и сейчас предлагает совершенно другой уровень качества услуг, программ, сервиса и пр. А самое главное – он очень пластичен и позволяет эффективно решить основную задачу, четко передавая нужный мэсседж от компании к обществу.

Если говорить о сути перемен на этом рынке, можно сказать сразу - клиент стал гораздо более трепетно относиться к организации своего выездного мероприятия. Сейчас он понимает, что это уже не повторяющееся из года в год и поэтому нередко утрачивающее смысл событие, а уникальное мероприятие, которое надо использовать с максимумом результата.

Поэтому ключевым словом во взаимодействии организатора и заказчика в настоящее время является термин «эффективность». В том числе и коммерческая: каждый из них хочет получить наилучший результат за счет проведения события, которое непохоже ни на какое другое. Все должно быть оригинально и креативно, но абсолютно качественно и эффективно.

- Будет ли онлайн "довлеть" в будущем? 

- На самом деле многие клиенты еще до пандемии мечтали о каком-то формате, который позволит проводить встречи быстро и эффективно в неком «телевизионном» виде. Раньше это было необычно и непривычно, а сейчас выход в онлайн стал нормой жизни. И ничего экстраординарного на самом деле не произошло – просто появился еще один дополнительный канал выхода на таргетированную аудиторию, который отлично себя зарекомендовал.

Поэтому не стоит переоценивать его преимущества. Но и недооценивать не стоит. Надо понимать: оффлайн больше годится для решения одних задач, а онлайн – для других. И не надо их противопоставлять. Каждому свое: это разные каналы коммуникации и разные маркетинговые инструменты со своими плюсами и минусами. И применять их тоже необходимо по-разному…

Думаю, что в перспективе в деле развития MICE креативу нет альтернативы. Ведь на самом деле абсолютно не важно, большая или маленькая крафтовая компания создают те или иные программы: если в них нет «изюминки» и креатива, востребованы они не будут. Конечно, большие многопрофильные компании, тоже довольно тяжело переживавшие кризис, смогли воспользоваться сложившейся ситуацией и по вполне объективным причинам оказались в более выигрышном положении, чем средние и малые.

И сейчас крупные игроки рынка продолжают получать некое преимущество за счет своей большей финансовой устойчивости и стабильности общего экономического положения. Но наличие креатива и уникальности программ в конечном счете будет определять если не все, то очень многое.

Екатерина Корсунская
Гендиректор компании Aerotone Corporate Travel

Олег Шабуцкий
Основатель и совладелец группы компаний "Демлинк"

Дмитрий Горин
Председатель правления Союза агентств делового туризма, председатель Совета директоров холдинга «Випсервис»