Мнение эксперта

Екатерина Корсунская
Гендиректор компании Aerotone Corporate Travel

Екатерина, это уже не первое наше интервью. Последний раз мы подробно говорили в 2018 году. За прошедшее время на рынке произошли кардинальные изменения. Как ваша компания прошла через ковидную пандемию и кризисы последних лет?

Пандемия, надо признать, основательно потрепала туристический бизнес. Провести свой корабль через те бурные воды нам помогли два фактора: адекватные действия по сокращению затрат, а также правильное распределение клиентов внутри клиентского портфеля. Тех коллег, портфель которых состоял только из зарубежных и международных клиентов, кризис чуть ли не разорил. У нас были в основном российские клиенты, которые после пандемии не только восстановились, но и начали резко набирать обороты. Следуя за ними, мы наращивали и свои объемы, так что сейчас они вдвое превышают доковидные.

Основной целью в тот кризисный период было сохранить людей и команду. Здесь нам сопутствовала удача; например, одна крупная партнерская корпорация, сильно поднявшаяся на столь популярной в период ковида службе доставок, предложила временную занятость у себя некоторым нашим сотрудникам из резерва, а по окончании кризиса «вернула» их обратно. Уровень материального достатка людей был сохранен.

Новый качественный прорыв относится уже к нынешнему году. Aerotone Corporate Travel вышел за пределы России, открыв новый офис в Казахстане. У него три основных направления работы: бизнес-тревел, мероприятия, а также новое для нас дело: мы станем принимающей стороной, компанией DMC-профиля, для прибывающих деловых людей и туристов не только из России, но даже в большей степени граждан азиатских стран, у которых с Казахстаном развиваются отношения. Из Китая, например, наблюдается большой туристический и корпоративный поток. В Алматы сформирована классная профессиональная команда, за ней гарантированно придут качественные клиенты. Мы будем передавать казахским коллегам свои регламенты и процессы и рассчитываем на большой успех.

Насколько изменился рынок MICE за последние годы? Сильно возросла конкуренция на рынке? Какие инструменты для завоевания клиентов вы применяете?

Рынок изменился кардинально. Например, ушли в прошлое те времена, когда тендер объявлялся формально – его, как правило, выигрывала традиционная компания-поставщик. Появились новые клиентские компании, у которых теперь новые сотрудники решают, с кем работать. Из-за этого появились перспективы стать выбором клиентов. Тем не менее повысилась конкуренция: на рынке остались как старые агентства - акулы рынка MICE с экспертизой и опытом, так и совершенно новые, с новыми идеями, молодыми командами и диджитализированным креативом.

Крупные клиенты стали создавать внутри своих корпораций собственные MICE-отделы, что также подстегивает конкуренцию. Мы проводим ознакомительные поездки для наших клиентов, это стимулирует их к прямому сотрудничеству. «Рабочие инструменты» как таковые остаются прежними: гибкость, индивидуальный подход, способность решать нестандартные задачи, креативный подход.

Сейчас многие эксперты говорят о необходимости еще большей клиентоориентированности. Что вы изменили в формате организации делового туризма?

Клиентоориентированность измерить очень просто: степенью вашей внимательности к ожиданиям и требованиям заказчика. Первое, что ценят клиенты (это как раз наш опыт) – индивидуальный подход. Еще крайне важна оперативность. Заказчик иногда не в состоянии оценить трудности, вызванные усложнившимся процессом получения информации, которую мы затем предоставляем клиенту, изменением структуры закупок, порядка выдачи виз и другими объективными факторами. Время ответа клиенту стало значимым фактором, и мы за него боремся. Надеемся в близком будущем подключить для оптимизации своих ресурсов искусственный интеллект, но не торопимся: все модное не обязательно идет во благо.

О форматах делового туризма: мы создали две линии обслуживания своих корпоративных клиентов, разделив потоки. Есть стандартная линия для организации командировок, и есть «выделенная» линия для топ-менеджеров, где обслуживанию можно придать дополнительную скорость. Такое технологическое решение подсказала сама жизнь.

В структуре вашей компании давно и успешно работает креативная команда Elki–project. Какие интересные MICE- и event-проекты вы провели в последнее время?

Символ вечнозеленого новогоднего деревца олицетворяет, как мы полагаем, способность человека к постоянному творчеству, или креативу, которая лежит в основе любой MICE-деятельности. Elki–project – это брендированный креативный департамент внутри компании Aerotone. Вот пример того, какие задачи приходится решать: сейчас мы проводим Summer Fest – «летний праздник» для очень крупного корпоративного клиента. В двадцати с лишним городах России требуется устроить яркое однодневное мероприятие смешанного жанра. В нем должны сочетаться элементы как тим-билдинга, сплочения команды, так и развлечения, причем воплощение всех сценариев должно быть выдержано в единой узнаваемой стилистике.

Поверьте, это очень емкая, мягко говоря, задача!.. Но для заказчика игра стоит свеч: утверждение корпоративной культуры означает закрепление у себя ценных сотрудников – а кадры превращаются сейчас в России во все более ценный ресурс.

 

Ваш новый проект, который вы не так давно анонсировали, российский аналог букинга – система бронирования отелей Numeroid. С чем связано появление этого проекта? Как вы его развиваете?

Живая, деятельная компания всегда задается вопросом – как развиваться дальше? К таким мыслям побуждает и объективное падение рентабельности в освоенных областях. Сталкиваясь с постоянно растущими, часто безбожно завышаемыми ценами на отели у консолидаторов, особенно по зарубежным направлениям, мы инициировали этот b2b (и b2c в дальнейшем) проект. Numeroid будет помогать нам и нашим клиентам, а может быть, и сторонним турагентствам получать адекватное ценообразование на зарубежных направлениях.

 

Ваш прогноз: какие тренды будут определять развитие рынка MICE и бизнес-тревел в ближайшем будущем?

В деловом туризме на первый план выдвигается консалтинг, экспертиза – в наш век технологий все прикладные аспекты передвижения по миру крупные клиенты научились обеспечивать самостоятельно.

Что касается MICE, то его объемы уже превзошли доковидные и продолжают расти. Клиенты желают, чтобы их сотрудники были максимально вовлечены в задачи компаний, имели больше очных коммуникаций. Появился особый формат с упором на экологию – например, совместная посадка зеленых насаждений ради благополучия природы. Прогрессируют совсем новые технологии, направленные на создание ярких впечатлений. Например, 3D-mapping - проецирование различных изображений и видео на любые, в том числе разнообъемные поверхности. Компьютер синхронизирует графические изображения с архитектурными элементами объекта, и в результате ты можешь вдруг оказаться в джунглях. Обычные пресс-воллы перестали быть плоскими, также получив три измерения, и так далее.

С какими настроениями компания встретила свой 15-летний юбилей?

Очень важно, чтобы Aerotone продолжал развиваться теми же темпами, что и все эти годы. Глобальные масштабы деятельности нас не влекут; не могу не отметить, что за все годы существования мы не взяли ни единого кредита, развиваясь только на заработанные средства. Желаем сами себе сохранить ту стабильность, которой обладаем сегодня. Наконец, самое главное – хранить свою репутацию и свой имидж, которым мы очень дорожим. Наши клиенты всегда отмечают в Аэротоне гибкость и индивидуальный подход к любым запросам заказчика. «Они уже не такие, как были» - такую фразу о нашей компании надеюсь не услышать никогда.

Екатерина Корсунская
Гендиректор компании Aerotone Corporate Travel

Олег Шабуцкий
Основатель и совладелец группы компаний "Демлинк"

Дмитрий Горин
Председатель правления Союза агентств делового туризма, председатель Совета директоров холдинга «Випсервис»