Мнение эксперта

Олег Шабуцкий
Основатель и совладелец группы компаний "Демлинк"

Один из самых известных игроков сферы бизнес-туризма и сегмента MICE - группа компаний «Демлинк» и «Демлинк Атлас» отмечает свой 30-летний юбилей. О секретах успешной работы нашему журналу рассказывает её основатель и совладелец Олег ШАБУЦКИЙ.

- Примите поздравления с 30-летним юбилеем. Компаний с таким стажем на рынке делового туризма и MICE – считанные единицы. В чем секрет вашего долголетия? Что помогает удержаться на ведущих позициях?

- Благодарю за поздравление. Да, есть у нас секрет – формула взаимодействия отдельных частей большого сплочённого коллектива. Мы умеем грамотно совмещать в штате сотрудников с большим стажем работы и молодых специалистов. Первые передают опыт и традиции, вторые привносят новые веяния, свежий взгляд. Такое сочетание делает нас устойчивыми и эффективными, а компанию интересной и привлекательной для сотрудников.

«Демлинк» стараемся быть хорошим работодателем и предлагает привлекательные условия труда на рынке туристического бизнеса в целом, и в нашем сегменте в частности. Это одна из причин того, что бренд «Демлинк» уже 30 лет на рынке.

Начинали мы как компания, принимавшая иностранных туристов. Первые шаги делали, разместившись в легендарной гостинице «Белград» на Смоленской площади. Получили аккредитацию в МИДе, в департаменте консульской службы. Затем перешли к обслуживанию иностранных компаний, которые открывали офисы в Москве.

Они представляли разные сегменты бизнеса: и банки, и торговлю, и фармацевтику, и IT-сферу. Мы обеспечивали их сотрудников всеми услугами, необходимыми для эффективной работы, включая передвижения по России – в те времена это было не слишком лёгкой задачей: не было необходимой инфраструктуры, онлайн-сервисов, к которым мы привыкли сейчас.

Большой урок нам преподал экономический кризис 1998 года. В определённом смысле он обеспечил компании иммунитет для последующих испытаний, помог впоследствии пройти и 2008 год, и пандемию.

Одновременно рос отечественный бизнес, и мы отлично понимали, что ему вскоре понадобится тот набор услуг, без которого не обходится весь международный деловой мир, на каком бы континенте он ни действовал. Рынок только зарождался. Мы были одними из первых, учиться нам было не у кого, поэтому мы привлекли международную консалтинговую компанию, которая делилась с нами опытом выстраивания рабочих процессов – как внутренних, так и внешних.

Первым сегментом, в котором мы взяли хороший старт, был деловой туризм, BusinessTravel. Поездка с деловой целью – это звучало гораздо весомее, чем обычная командировка. Чтобы добиться успеха, надо было найти не только заказчиков, но и поставщиков – надёжных партнёров в России и за рубежом. Это было увлекательным и даже волнующим делом: контракты с отелями, авиакомпаниями, аккредитации в консульствах и в IATA – было чем заняться!

Мы внедряли собственную корпоративную культуру и выстроили профессиональное общение с клиентами, опираясь на лучшие международные бизнес-практики. 

В начале 2000-х стал развиваться рынок MICE, и мы подошли к этому рубежу уже сильной, зарекомендовавшей себя на рынке компанией. Но в то же время прекрасно понимали, что открывается новая сфера деятельности, и персоналу требуется дополнительное обучение, что надо развивать не только профессиональные, но и межличностные коммуникации, а компании надо позаботиться о собственном PR-профиле, чтобы подчеркнуть свою уникальность и преимущества. Всем этим мы и стали активно заниматься, и это помогло нам утвердиться на рынке MICE-услуг.

- Как изменился спрос и запросы ваших клиентов?

- Лидером продаж остаётся BusinessTravel. У нас много клиентов в самых разных областях – IT, фармацевтика, металлургия, нефтяная и газовая промышленность, торговля, логистика. Их сотрудникам приходится отправляться в деловые поездки в самые разные места, иногда весьма отдалённые. И везде мы должны быть готовы обеспечить должный уровень сервиса – в этом плане все осталось без изменений

Мы на связи с нашими клиентами 24/7, где бы они ни находились. А деловые интересы наших заказчиков сейчас гораздо активнее проявляются на таких направлениях, как Китай, Индия, Иран, страны Африки. Собственно, мы идем за бизнесом наших клиентов и помогаем в их развитии.

Поменялась география, в орбиту запросов MICE выходят азиатские, восточные страны. Некоторые, как Турция и Эмираты, давно завоевали популярность на российском рынке. Но растет интерес и к таким новым старым направлениям, как Узбекистан или Иран и Катар – государства с новой инфраструктурой и интересными традициями.

Абсолютным новичком для MICE-мероприятий выступает Саудовская Аравия, которую практически никто не знает, но там можно получить весьма яркие впечатления. 

- Каким образом вашей компании удалось пережить три последних непростых года, в то время как многие MICE-игроки ушли с рынка?

 

- За время пандемии работы почти не было. Многие компании ушли – это было вызвано пандемией. Рынок как будто сжался – резко уменьшилось количество авиамаршрутов, клиенты включили режим экономии средств. Одновременно у туристической отрасли появился шанс показать, что она, вопреки расхожим представлениям, вполне устойчива, ведь даже в самых напряжённых обстоятельствах люди стремятся перемещаться с места на место, хотя бы для того, чтобы стресс снять.

Бизнес никогда не стоит на месте, даже когда кажется, что все остановилось! И мы продолжали выполнять свою работу! Конечно, пришлось принять контрэпидемические – не в медицинском, а в деловом смысле – меры. Снизили собственные затраты везде, где это было возможно. Оптимизировали численность персонала, автоматизировали максимально количество внутренних процессов. Заинтересовали сотрудников бонусами за эффективную работу, предложили гибкие графики, чтобы людям было комфортно. Всё это сработало.

- Как развивается платформа Demlink Online?

- Онлайн-продукт компании возник ещё в начале 2000-х годов. Он был создан для того, чтобы наши клиенты могли бронировать как можно больше услуг в режиме реального времени, а кроме того, получать отчеты, видеть статистику своих поездок. Мы периодически стали добавлять этому ресурсу новые сервисы и функции. Разработали масштабируемую, гибкую, гибридную платформу для проведения MICE мероприятий онлайн.

Расскажу про одно такое мероприятие. Оно прошло в тот момент, когда ограничения в связи с эпидемией еще не были сняты. Крупная IT-компания не стала изменять своим традициям и провела отчетную годовую встречу, но сделала это онлайн. В Москве была создана студия, где выступали директор и топ-менеджеры компании, проводились тренинги. Завершилось все виртуальным концертом, доставкой дипломов и подарков по всей стране. Мероприятие продолжалось четыре дня!

 

- Какие тренды, на ваш взгляд, станут определять развитие рынка MICE и Business Travel в ближайшем будущем?

- Усиливается роль технологий, многие услуги будут уходить в онлайн, и к этому нам надо быть готовыми.

Добавляются новые локации, я уже сказал об этом и могу продолжить. У нас в стране это Алтай с его непревзойдённой природой и постоянно растущей отельной базой. Именно там компании «Демлинк» удалось провести одно из самых эффектных инсентив-мероприятий: большую группу сотрудников одного из наших клиентов высадили с вертолётов в алтайском предгорье – в их восприятии это было аутентичное «место силы» - по которому они перемещались затем на квадроциклах, форсируя местные реки.

Вечно притягательным местом будет Черноморское побережье России. Активно наращивают инфраструктуру Сибирь и Дальний Восток.

Если говорить о зарубежье, то здесь, полагаю, география работы бизнес-трэвел- и MICE-агентств будет расширяться за счёт безвизовых направлений, включая экзотические – ЮАР, Аргентину и страны азиатского региона.

 

А коль скоро появляются экзотические маршруты, будут востребованы и эксперты, которые предоставят клиентам профессионально выверенную, исчерпывающую информацию по новым направлениям. Потребуется в нынешних условиях и финансовая экспертиза – спрос на такие услуги будет только расти. 

Поэтому люди будут оставаться главным капиталом нашей компании.

В заключении нашей беседы хочу пожелать нашим клиентам долгожданной стабильности в текущих условиях, больших планов на будущее и активного освоения новых направлений – мы им в этом всегда поможем.

А нашей компании и всем нашим коллегам стойкости, терпения, здоровья и успехов!

Екатерина Корсунская
Гендиректор компании Aerotone Corporate Travel

Олег Шабуцкий
Основатель и совладелец группы компаний "Демлинк"

Дмитрий Горин
Председатель правления Союза агентств делового туризма, председатель Совета директоров холдинга «Випсервис»