Мнение эксперта

Бастьен Блан
Вице-президент по продажам, маркетингу и развитию бизнеса в России и странах СНГ компании Interstate Europe Hotels & Resorts

В одном из недавних интервью вы сказали, что инвесторам в России стоит использовать популярные бренды для развития перспективных регионов. В преддверии Чемпионата мира по футболу, который пройдет в 11 российских городах, у них, кажется, есть хорошая для этого возможность. Какие из этих городов сейчас действительно нуждаются в международных брендах?

Если говорить о Чемпионате мира, то для городов-участников существует риск того, что отелей станет слишком много, они начнут работать с низкой загрузкой и не смогут стать выгодным вложением для своих владельцев.

Чтобы этого избежать, на мой взгляд, инвестору очень важно, чтобы между ним и местной властью изначально было взаимопонимание. Важно удостовериться, что проект важен для обеих сторон не только с точки зрения предстоящего события, но и в перспективе.

К сожалению, есть рынки, где объектов построено слишком много, и это не выгодно ни самому городу, поскольку создает плохую репутацию, ни, конечно же, инвестору, у которого возникают сложности с возвратом вложений.

Если мы возьмем Ростов-на-Дону, где к Чемпионату мира построят несколько новых отелей, то это уже достаточно развитый экономический центр, который используется как хаб предприятиями розничной торговли, то есть там уже есть бизнес. Я не могу сказать, нужно ли там то число новых комнат, которые планируется построить. Я бы рассуждал так: «К тому времени, как эти комнаты там появятся, как будет развиваться город?». Возможно, экономика региона станет такой, что и этих комнат окажется недостаточно. На этот вопрос инвестору и должны ответить местные власти.

То есть, говоря о возможном развитии туризма в этих городах, мы, в первую очередь, подразумеваем деловой туризм?

Да, конечно, при этом поток бизнес-туристов формируется за счет экономического развития. Индустрия гостеприимства - это обслуживающая индустрия. Она не может процветать, если некого обслуживать. То есть самый верный путь понять, следует ли начинать проект в том или ином регионе – это иметь определенный план экономического развития этого региона. За экономическим развитием последует и индустрия гостеприимства, она привнесет отели, рестораны и другие сервисы.

В качестве примера можно рассмотреть Казань. В городе была необходимость в отелях, и там появились новые объекты. Впервые я приехал туда в 2009-м году, на тот момент рынок был сбалансирован. Затем к Универсиаде открылось множество новых гостиниц, теперь их слишком много и спрос падает. Это показатель того, что экономическое развитие региона не шло в ногу с развитием индустрии гостеприимства. Именно этого и следует избегать: индустрия услуг должна следовать за экономическим развитием, а не наоборот. Не бывает такого, что «мы построим много отелей, а потом решим, как нам обеспечить экономическое развитие региона и их наполняемость».

В связи с текущей политической ситуацией в России большая группа людей перестала выезжать за границу, как вы считаете, может ли это стать толчком к развитию курортов внутри страны, есть ли среди них такие, которые станут популярными?

Несмотря на политические события и банкротства туроператоров, выездной туризм в России развивается очень хорошо, и это несмотря на тот факт, что во многие страны россиянам требуется виза. Да, число туристов, выезжающих за рубеж, несколько уменьшилось, этому способствуют и экономические обстоятельства, такие как снижение курса рубля.

Поэтому сейчас действительно имеет смысл развивать внутренние направления. Я уверен, что огромная перспектива есть в Сочи. Этот курорт сравним с французской Ниццей и может стать направлением круглогодичного отдыха. Здесь есть море и горнолыжные трассы, огромный выбор развлечений, к которым вскоре прибавятся казино.

Но это направление и не менее дорого, чем Ницца

Сам по себе Сочи – нет. Дорогими поездки туда делает, в первую очередь, стоимость авиабилетов. Предполагалось, что доступные рейсы в Сочи запустит «Добролет», но этого не случилось. А рейсы нужны, и, причем не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но и из других регионов.

Поэтому я и говорю о том, что Сочи надо развивать, и достичь успеха можно только при условии взаимодействия сторон: авиакомпаний, инвесторов, региональных властей.

Кроме того, даже если Сочи и дорог, он предлагает действительно качественный сервис и остается при этом дешевле Москвы.

В недавнем отчете консалтинговой компании Jones Lang LaSalle говорится, что в России появление люксовых отелей целесообразно только в Москве и Санкт-Петербурге, согласны ли вы с такой оценкой?

Если мы говорим о крупных объектах известных брендов, то да, безусловно. С некоторыми оговорками можно добавить и Сочи – здесь могут быть востребованы дорогие и качественные конференц-отели. Но состоятельные индивидуальные туристы или бизнесмены, которые могут себе позволить люкс едут, конечно же, в Москву и Петербург.

Но это не значит, что отель класса люкс как таковой не может появиться в регионе. Это может быть небольшая гостиница, не под международным управлением, но с «международным привкусом», бутик-отель максимум на 30-40 комнат, который будет пользоваться спросом у состоятельных туристов.

Расскажите о ближайших планах Interstate в России и СНГ, сообщалось, что компания будет управлять одним из отелей, который строится к Чемпионату мира по футболу.

Да, Interstate будет управлять гостиницей Hilton Garden Inn, которая откроется в Волгограде в сентябре 2015 года.

Хочу отметить, что мы не ищем объекты так, как это делают бренды, которым важно расширять регионы присутствия. Мы отвергаем предложения в случае, если не уверены в том, что будут соблюдены интересы владельца объекта.

Сейчас мы управляем 16 объектами в трех странах СНГ: в России (в Москве и Сочи), в Белоруссии (Минск) и Казахстане (Астана). В зоне нашего интереса Армения и Кыргызстан, мы, вероятно, расширим свое присутствие на рынке Казахстана, а в России мы рассматриваем возможность выхода на рынок Санкт-Петербурга.

Екатерина Корсунская
Генеральный директор компании Aerotone Corporate Travel


Екатерина Корсунская
Гендиректор компании Aerotone Corporate Travel